«Новые русские» в деталях. «Новые русские» в деталях Разноцветные лосины и «дольчики»

Есть несколько версий происхождения столь емкого и точного понятия, но существует бесспорный факт: 7 сентября 1992 года в статье газеты «Коммерсантъ» впервые был употреблен термин «новые русские» применительно к определенной группе быстро разбогатевших после распада Советского Союза людей. Стоит заметить, что в англоязычной форме словосочетание «New Russians» использовалось уже с 1990-х годов, поэтому здесь может идти речь и о калькировании иностранного выражения на русский язык.

Основоположником моды на малиновые пиджаки был Сергей Мавроди

К тому же, существует мнение о том, что «новые русские» — это своеобразное языковое обыгрывание французского слова «нувориш», которое дословно переводится как «новый богач». Интересная деталь заключается в том, что в конце XIX века, когда в Российской империи стремительно совершалась промышленная революция, в широкое употребление вошло слово «скоробогач» или «скоробогатый» — человек, сумевший нажить солидное состояние в ограниченные сроки. У всех этих терминов, однако, есть важная общая черта — они носят так или иначе негативный оттенок по отношению к своему объекту.

Типичный представитель «новых русских»

«Новые русские» появляются на закате позднесоветского общества. Первыми представителями этого общественного слоя были, так называемые, «цеховики» или владельцы нелегальных подпольных производств, занятых выпуском дефицитной продукции. В годы перестройки частная предпринимательская деятельность легализуется в формах кооперативного движения. В то же время на базе столичных райкомов ВЛКСМ создаются Центры научно-технического творчества молодежи (ЦНТТМ), которые стали первыми бизнес-структурами в СССР. ЦНТТМ положили начало процессу обмена номенклатурной власти на собственность, что позднее привело к значительному слиянию представителей бизнеса и власть имущих. В бизнес потянулись партийные работники, чиновники, энергичные хозяйственники, отставные офицеры армии, КГБ и МВД.

Слоган одной телепрограммы из 90-х: «Новая программа для новых русских»

Помимо выходцев из номенклатуры в бизнес устремились представители всех слоев общества. Предприимчивые инженеры, научные работники, врачи, учителя, спортсмены, обладавшие способностями к коммерческой деятельности, запасом энергии и честолюбием, открывали собственное дело.

В формировании зарождавшегося слоя предпринимателей приняли участие и представители криминальных структур, которые брали на себя функции охраны и покровительства (так называемое «крышевание»), требуя за это немалые суммы. «Крышевание», а также торговля нелегальными товарами и услугами (оружие, наркотики, устранение конкурентов и др.) стали способом накопления первоначального капитала, который переводился затем в формы легального бизнеса.

Никита Михалков в фильме «Жмурки» гениально сыграл типичного «нового русского»

«Новые русские» стали независимым, достаточно замкнутым социальным слоем, который в короткие сроки выработал свою идеологию, систему ценностей, сформировав таким образом уникальную субкультуру. Стоит отметить, что за годы советской власти предпринимательская традиция была практически утрачена и должна была возродиться фактически на пустом месте. Богатые традиционно воспринимались в русской культуре скорее негативно, всегда возникал неминуемый вопрос об источниках и методах обогащения, а профессионал в сфере торговли несколько пренебрежительно обозначался словом «торгаш».

Отношение нового русского к традиционному советскому человеку нашло свое оформление в слове «совок». Новый русский — индивидуалист, твердо стоящий на земле, чуждый различных интеллигентских «заморочек», вроде идеи бескорыстного служения на благо отчизны или непрактичности своего поведения. Демонстративные характеристики образа жизни «нового русского» противостоят советским традициям.

Образ «новых русских» обыгрывается в сериале «Бригада»

Однако сам мифологизированный персонаж «новый русский», герой многочисленных анекдотов, в большей степени связан с традиционными социальными группами исторической России. Это, в первую очередь, мещанство, представители которого при всех обстоятельствах, при любой власти обустраивают свой быт, стремятся обеспечить семью, детей, ближайшую родню всем необходимым. С другой стороны, в образе «нового русского» узнается традиционный русский разбойник, сорящий шальными деньгами, обменивающий презренный металл на шумный восторг и одобрение товарищей, собутыльников и клиентов.


Постановочный кадр, прекрасно отражающий некоторые реалии 90-х

Говоря о типичном представителе «новых русских», нельзя не упомянуть традиционные атрибуты этой социальной группы:

«Малиновый пиджак». Считается, что саму идею верхней одежды такого цвета «новые русские» заимствовали у игроков элитарного интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» Однако здесь стоит также отметить необыкновенную жажду приобретения «брендовых» вещей, непосредственно от крупнейших модельеров мира. Так, в 1992 году Джанни Версаче представил свою новую коллекцию, в которой гвоздем программы стали как раз малиновые пиджаки, а после показа все уважающие себя российские бизнесмены посчитали обязательным одеться в «версаче». Малиновый пиджак стал непременным элементом гардероба практически любого нувориша. Малиновый цвет, вероятно, мог быть связан в сознании «новых русских» с блатным жаргонным словом «малина», обозначавшим воровской притон или вообще что-либо хорошее, удобное или вольготное.

Прическа «бобрик». Такой вид стрижки предполагает состригание волос в области висков и затылка, а при этом относительно длинные волосы остаются в виде челки, уменьшаясь к затылку. Считается, что подобный образ зрительно уменьшает объем головы и делает обладателя стрижки грубым и очень мускулинным. Вероятно, именно поэтому такой незамысловатый силуэт стал столь популярным среди «новых русских».

«Голда». Массивную золотую цепь на шее носили исключительно навыпуск, например, поверх шелковой рубашки. Отлично такую цепь дополняли увесистые перстни и браслеты.

«Ищу работу с риском» — такое объявление можно было встретить в газетах

«Распальцовка». Особая специфическая жестикуляция «нового русского». В воровском лексиконе часто используется жест «коза», при помощи которого выносится предупреждение собеседнику об угрозе выколоть ему глаза. Также весьма вероятно, что характерная «распальцовка» «новых русских» напоминает о своеобразном расположении пальцев при захвате пистолета: большой палец располагается на предохранителе, указательный палец на спусковом крючке, а безымянный палец сжимает рукоять.

«Котлы». Одним из основных атрибутов настоящего «нового русского» стало обязательное наличие дорогих швейцарских часов, например, марки Rolex. Особым почетом пользовались золотые часы, инкрустированные драгоценными камнями. Говоря о происхождении самого термина «котлы», можно привести несколько версий его происхождения. Поскольку большинство блатных выражений пришло из идиша, то и слово «котел» может быть того же происхождения, что означает круглую башню, на которой стоят часы. В английском воровском лексиконе есть термин «kettle banger» — вор, специализирующийся на краже часов. Слово «котлы» могло иметь и отечественную этимологию: в лагерях для заключённых начало обеденного перерыва обозначалось специальным сигналом, который воспроизводили с помощью посуды (кастрюль) наподобие колокола. В данном случае кастрюля — котёл. В итоге для заключенных слово «котлы» метафорически обозначало время, а позже это название приклеилось и к наручным часам.

Типичные «переговоры» в офисе «нового русского»

«Шестисотый мерседес». Модель Mercedes-Benz S600 стала визитной карточкой «новых русских». Флагман европейского автомобилестроения начала 90-х был мечтой представителей зарождавшегося отечественного бизнеса. Помимо «запорожца» «шестисотый» стал вторым автомобильным героем русского фольклора. В отличие от автомобилей BMW, которые называли «боевой машиной вымогателей», «шестисотый» получил достаточно нейтральную эмоциональную окраску. Стоит отметить, что первый в России мерседес принадлежал не бизнесмену, а политику — Владимиру Жириновскому.

«Капуста». Это слово в значении «деньги» появилось в воровском жаргоне наряду с терминами «вилки», «филки». Принимая во внимание наличие в обычном языке словосочетания «вилок капусты» (т.е. кочан), а также отдаленную схожесть такого вилка с пачкой купюр (особенно на срезе), можно понять происхождение этого термина. К тому же капуста — зеленый овощ, по цвету отсылающий к американской валюте «долларам» или «баксам». Один из остроумных эссеистов эпохи 90-х замечал: «Самоуверенный мистер Доллар, попав в нашу Зону и получив кликуху Бакс, теряет свою респектабельность и начинает вести себя непредсказуемым образом. Лимон в коробке из-под ксерокса совсем не то же самое, что миллион долларов в банке».

Приобрёл такой вид, неизвестна. Возможно, такая мода - последствие дефицита товаров народного потребления (в том числе и одежды) времён «заката СССР ». Обладатели малиновых пиджаков таким образом подчёркивали, что могут позволить себе всё, что угодно. В 1992 году на Неделе высокой моды в Париже дизайнеры Versace показывают новую коллекцию: классические брюки и ярко-красные пиджаки. Не проходит и месяца, как подобные наряды появляются на новых русских.

1992-1994

Возможно и такое объяснение: при открытии границ России для импорта в ходе гайдаровских реформ начала 1992 года на дефицитарные российские рынки в первую очередь начали ввозить западные ширпотребные товары самого дешёвого сегмента, такие, как, например, женские туфли на каблуке-шпильке из клеенки бренда «Vigorous», спортивные штаны из тончайшего мнущегося нейлона ярких, кричащих цветов с полосой наискосок, идущей по ногам, и шоколадные батончики компании Mars . В начале 90-х россияне ещё не привыкли к разнообразию производимых в мире товаров народного потребления и ещё не построили в своём сознании шкалу «дешёвка / недорого-и-добротно / дорого-и-солидно / элитно». По инерции советских времён любой импорт воспринимался как нечто престижное. Стоит отметить, что в СССР во многих категориях товаров народного потребления не было такого расслоения на категории, которое общепринято в капитализме и является азами маркетинга.

Престижность любого импорта пересиливала даже каноны. Например, женского костюма о несочетаемых цветах и несочетаемых элементах стилей (классика / спортивный).

Малиновые же пиджаки (встречались и зелёные, и рыжие) были как раз из числа первых мужских импортированных товаров. Таким образом, ношение малинового пиджака мужчиной примерно соответствовало ношению женщиной костюма из описанных выше спортивных штанов и туфель на шпильке от Vigorous, что встречалось в то время.

1994-1998

Сначала такие пиджаки встречались нечасто, потом их стали носить все, кто хотел создать себе имидж «нового русского». Мода превратилась в фарс , «малиновый пиджак» перекочевал в анекдоты . А солидные мужчины вновь облачились в традиционные цвета: серый, чёрный, бежевый и «в полосочку».

В 1996 году малиновый пиджак стал признаком выходца из низов, как правило, в возрасте до тридцати лет, необразованного (и при любом другом социальном строе не имеющего никаких перспектив), внезапно получившего значительный доход. В романе «Чапаев и Пустота » малиновые пиджаки носят сутенёры и торговцы кокаином , в следующей жизни ставшие быками на скотобойне.

Мода на малиновые пиджаки прошла в августе 1998 года, после краха ГКО . Сам крах ГКО никак не повлиял на моду, повлияло общее развитие капитализма в России и насыщение российских рынков товаров народного потребления товарами всех ценовых категорий, в том числе теми товарами, которые относились к престижным и элитарным и в странах Запада. В условиях такого развития рынков малиновые пиджаки канули в Лету, как и женские комбинации из дешёвых спортивных штанов с дешёвой же обувью классического стиля.

Источники и примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Малиновый пиджак" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пиджак (значения). Пиджак (от анг … Википедия

    Малиновый (#DC143C) Малиновый Цветовые координаты HEX #DC143C RGB¹ (r … Википедия

    Малиновый пиджак непременный атрибут новых русских в начале 1990 х годов, наряду с золотой цепью на шее. В таком виде они показаны в нескольких романах и фильмах об этой эпохе. Причина, по которой обыкновенный мужской костюм приобрёл… … Википедия

    Эта статья о телевизионной игре. О турнирах и о спортивной версии игры см. Что? Где? Когда? (спортивная версия). Запрос «ЧГК» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Что? Где? Когда? … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Малина (значения). Малина … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Марьина Роща. Район Марьина Роща Муниципальное образование Марьина Роща Ге … Википедия

    Малина обыкновенная Плоды малины Научная классификация Царство: Растения Отдел … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Марьина Роща. Район Марьина роща Муниципальное образование Марьина роща … Википедия

    Рисунок из журнала «Эксперт» Новый русский (новые русские) … Википедия

3 апреля 2013, 18:15

Конечно, эпоха 90-х - это шокирующая мода...Мода из серии: Что завезли, то и носим. Причем все и сразу и одновременно. Оговорюсь сразу что в этом посте речь пойдёт о так называемой моде первой половины 90-х. Ближе к нулевым уличная мода на просторах бывшего СССР выглядела уже не столь гротескно и комично. Итак, вспомним поимённо самые знаковые вещи той эпохи.


Малиновый пиджак - непременный атрибут "новых русских" в начале 1990-х годов, наряду с бритой головой, мобилой, барсеткой с ключами от шестисотого мерса и золотой цепью на шее. В таком виде сей чудный стиль показан в романах и фильмах о той эпохе.

В 1992 году на Неделе моды дизайнеры Versace показывают новую коллекцию: серые брюки и ярко-красные пиджаки. Не проходит и месяца, как подобные наряды появляются на "новых русских". Но шил их, разумеется, не Версаче. Первое время такие пиджаки встречались не так часто, но потом те кто хотели походить на "новых русских" стали носить их и в хвост и в гриву. Даже иногда можно было лицезреть на отдельных индивидуумах жуткое сочетание этого пиджака со штанами от спортивного костюма, а ноги при этом могли быть обуты в классические остроносые туфли, также популярные в то время. Это походило уже на фарс, а не на моду и "малиновый пиджак" тут же стал темой анекдотов. В это время солидные мужчины уже давно от него отказались и предпочли традиционные цвета: серый, чёрный, бежевый и т. д. В середине 90-х малиновый пиджак уже больше олицетворял выходцев из самых низов, обычно в возрасте до тридцати, символ необразованности, быстро и легко получившей некий капитал.

Мода 90-х годов - это и вот такие джинсы-варёнки

Джинсы Mawin или "мальвины" хлынули к нам вместе с челноками, в считанные недели заполнив толкучки по всему бывшему СССР. Они были дешевле Livi"s-ов, Montana и Rifle, поэтому их носили все и везде... Позже лейбл на заднице мог быть каким угодно, но эти джинсы-варенки так и называли "мальвинами".

В те времена эта одежда совершенно не разделялась на женскую и мужскую. Начало 90-х, помимо всего прочего, можно считать эпохой спортивного костюма.

Половина страны ходила в таком Адидасе, который позже стал Абидасом, Адибадасом и любым другим...сом, потому как шили его все, кому не лень, а многие недалекие челноки просто не обращали внимания на надпись, выбирая знакомую форму и расцветку.

Совершенно непонятно как такая уродливая вещь могла стать культовым предметом гардероба, в котором многие выходили, как говорится, и в пир и в мир и в добрые люди.

Ещё один мегахит 90-х из разряда унисекс, шедевр турецкого ширпотреба, свитер Boys с узором, напоминающим ковёр.

Девушки в свитерах Бойс с цепочками на выпуск - писк моды тех лет:

Первая девчонка в классе:

А в таких пушистых свитерках и кофточках из ангорки, расшитых бисером и разными висюльками, ходили почти все девушки. Цвет выбирался по принципу - чем ярче тем лучше. Чаще всего носили кофточки малинового, фиолетового и бирюзового цветов.

Из этой же ангорки все, буквально, поголовно носили разнообразные головные уборы(чаще всего капоры и береты) и аксессуары к ним(шарфики, перчатки).

Ярко, но не очень удобно и практично. Пух имел свойство облетать, скатываться, немилосердно лезть в глаза, нос, рот и даже вызывать аллергию. Но это как-то особо никого не останавливало, cтоит ли обращать внимание на такие мелкие неудобства:)

Кроме того, в начале 90-х среди девушек были дико популярны юбки-резинки чаще всего чёрного цвета, но также встречались и другие, кислотные цвета: фиолетовые, лимонные, розовые, цвет, что называется "вырви глаз". "Маленькие чёрные платья" из этой же прорезиненной ткани не уступали в популярности юбкам. Но вот беда, такая слишком облегающая одежда была словно рассчитана на идеальную фигуру, но в те годы их носила каждая вторая.

Вот такие кожаные куртки тоже в то время считались высшим классом и предметом страстных мечтаний многих и многих:

Это вообще был период моды на тотальную кожу и тотальную джинсу.

Считалось что очень круто ходить в такой курточке, сочетая её с кожаной мини юбкой, брюками или шортами. Такими шортами как на Наталье Ветлицкой:

И раз уж такое фото, где есть всё и сразу, то обратите внимание на эти колготки, сверкающие и переливающиеся словно ёлочная игрушка. Они страшно полнили ноги, из-за низкого качества сползали и собирались в гармошку, но их с завидным упорством всё равно покупали и носили.

Колготки тех лет это отдельный рассказ. Кроме вышеупомянутых также были в ходу колготки в сеточку, ажурные, c люрексовой нитью, колготки с эффектом чулок... Впрочем такое можно встретить и в наши дни.

И, конечно же, женская мода 90-х годов - это, прежде всего лосины всевозможных неоновых расцветок.

Без них этот рассказ будет неполным, так как это, пожалуй, самая яркая примета того времени. Их носили почти все, даже те, чьи ноги были далеки от идеала.

Носили как угодно, в любой сезон, с чем угодно и куда угодно. Зачастую даже без юбки, открыв ту самую зону. Так что Катя Ли была далеко не первой. Лосины были любимым сценическим нарядом наших звёзд. Таня Буланова "плакала" на сцене, облачённая в чёрные зеркальные лосины.

Анжелика Варум исполняет песню "Гуд бай мой мальчик"

Группа "Комбинация":

Лосины были разнообразны: в полосочку, в горох, леопардовые, имитирующие джинсы, ...и на любой вкус.

И велосипедки:

Один из образов 90-х - свитер-платье и плюшевые (трикотажные) легинсы со штрипками фиолетового, серого, леопардового, в цветочек, черного и других цветов и расцветок:

и иногда это выглядело нелепо и несимпатично:

Но при всём этом буйстве красок мода 90-х это мода на минимализм, на классический стиль одежды. По подиуму дефилировали модели в строгих костюмах:

Цветовая гамма не была яркой, предпочтение отдавалось чёрному цвету и однотонным тканям пастельных тонов. Кроме того, минимализм исключал любые крупные аксессуары, украшения, какой-либо декор и отделку одежды. Платья 90-х годов этого направления также отличались строгим силуэтом и прямыми формами без отягощающих деталей. Но простота кроя и отсутствие лишнего у нас воспринялись буквально, и, наверное, поэтому в моду вошли откровенные, обтягивающие мини платья с глубоким декольте. Деловой стиль у нас чаще всего выглядел примерно так:

Ещё несколько реальных фотографий модников и модниц 90-х:

Наши звёздные кумиры 90-х на старых фотографиях и постерах:

Мода 90-х в России была абсолютно уникальным явлением. Названия стилю того времени не придумано до сих пор. Что не мудрено. Это было время, когда «сама мода вышла из моды».

Одевались кто во что горазд. На смену советской строгости в костюме пришли эклектика, асиметричный крой, цвета «вырви глаз»... Все хотели выделяться. Но большинство не умели. Да и позволить себе чаще всего не могли - время было сложное. Очень сложное, с этим никто не спорит. И тем не менее, сегодня многие испытывают ностальгию по «лихим 90-м». В том числе, и по стилю того времени (или, может, как раз по его отсутствию?).

Мы предлагаем вспомнить, как страна одевалась в 90-е. И что было в гардеробе у всех, кто считал себя первыми модниками России.

1) Джинсовые куртки, юбки, брюки, комбинезоны.

Это было «золотое время» джинсовой одежды! Модно было все из джинсовой ткани - и шорты, и юбки, и рубашки... В самом начале 90-х джинсы продолжали «варить» (начали еще в 80-х) - скручивали, перетягивали, вываривали в отбеливателе или уксусе. А затем еще и лейбл зачастую пришивали! Для пущей «крутизны».

Но правда, после хитрых манипуляций в ванной джинсы получались поистине уникальными! И можно было быть уверенными - таких больше нет ни у кого!

Символами времени можно назвать знаменитые джинсы Mawin («мальвины») и короткие джинсовые юбки с белыми оборочками и надписью Lambada!

2) Разноцветные лосины и «дольчики»

Лосины/леггинсы носили все девушки! Несмотря на жутчайшее качество... Черные леггинсы были почти у каждой (даже у тех, кого природа обделила ровными ножками). А цветные (кислотные!) считались настоящимо «писком» моды - ярко-желтые, розовые, бирюзовые...

А потом в моду вошли «дольчики» - цветные утепленные колготки. Самые стильные барышни носили «дольчики» в крупную полоску. Желательно очень яркой, контрастной расцветки.

Прозрачные колготки тоже были в моде. Но, конечно, они должны были быть с каким-то «прибамбасом» (в духе времени, в общем). Круче всего, если колготки были с цветочным орнаментом. А если среди орнамента еще и стразик найдется - то все, ты королева!

3) Кожаные куртки и юбки.

Кожа была не намного менее популярна, чем джинс. Косухи, кожаные жилеты, брюки - все это было на пике моды. Особенно ценились черные косухи со множеством замков и клепок.

4) Спортивные костюмы.

Были популярны как среди женщин, так и среди мужчин. Но у последних пользовались особой любовью. В спортивных костюмах ходили на работу, на дискотеку и на свидания. Ох, а если там была заветная надпись - Adidas - цены такому костюму не было!

5) Болоньевые куртки.

Из верхней одежды, кроме джинсовых и кожаных изделий, зимой были популярны болоньевые куртки.

А весной и осенью носили мягкие «жатые» плащи. Или опять же болоньевые куртки, если на модный плащ денег не было. Из головных уборов был популярен капор.

6) Мини-юбки.

Юбки становились все короче и короче! Помимо «ламбады», носили и узкие джинсовые юбки, плиссированные юбки на подтяжках и юбки-резинки. Последние также были самых разных кислотных цветов!

7) Малиновые пиджаки у мужчин.

К середине 90-х часть мужчин из спортивных костюмов переместилась в строгую одежду. Ну, как строгую... Оделись в пиджаки, в общем. Малиновые, правда. Сейчас про них ходят анекдоты. А тогда это было правдой жизни. Появились те, кто назвал себя «новыми русскими». Отличить их можно было как раз по малиновым пиджакам, черным брюкам и остроносым ботинкам. Ах да, про золотую цепь чуть не забыли! Это тоже было важно, да.

Другие цвета пиджаков были куда менее востребованы. Да и вообще, напомним, подавляющее большинство мужчин ходили в спортивных костюмах.

8) Свитера с орнаментом.

А если мужчина-модник не носил ни малиновый пиджак, ни спортивный костюм, то почти наверняка он не вылезал из свитеров с орнаментом. Кстати, девушки такими свитерами тоже не брезговали. Правда, среди представительниц прекрасного пола модно было носить искусственно вытянутые объемные свитера - под лосины.

9) Женские плащи, пиджаки и кофты с широкими плечами.

Любовь к силуэтам с широкими плечами перекочевала в 90-е из 80-х. Они были популярны почти все десятилетие.

10) Белые рубашки с цветочным принтом и свитера из ангорки.

У девушек постарше в 90-е была любовь к объемным шелковым рубашкам с короткими рукавами и с принтом в виде ярких цветов.

Почти поголовно женщины за сорок носили свитера из ангорки! Чаще всего с вышивкой бисером или пайетками. Еще среди дам в возрасте было модно носить кофты с люрексом.

11) Свободные платья с принтом.

Самый женственный предмет гардероба - платья - в 90-е были не так уж и популярны. Но если платья носили, то, естественно, в них должна была быть изюминка. Так, в моде были платья-футболки с принтом. Самый желанный рисунок начала 90-х - Микки Маус!

Кстати, о принтах. В 1997 году, после выхода фильма «Титаник», писком моды стали топики (непременно до пупка или даже выше!) с Лео Ди Каприо и Кейт Уинслет . Топики были из жуткой синтетики. Но их носили почти все девочки и девушки-подростки!

Что касается вечерних платьев, то в середине 90-х они стали облегающими и блестящими! (тут до сих пор мало что изменилось)

12) Брюки-клеш

Брюки-клеш, появившиеся в XIX веке как униформа американских матросов , в России стали второй раз популярны к середине 90-х (первая волна пришлась на 60-е - 70-е). Носили их и девушки, и парни. Модный в нашей стране клеш начинался не от бедра, а от колена.

13) Повязки, банданы, кепки.

В 90-е стало среди парней стало популярно носить кепки и банданы. А среди девушек - повязки на голову. Как для занятий аэробикой (она как раз становилась модной).

14) Прически: начесы и акцент на челку

Невероятные начесы-башни на голове продолжали свое триумфальное шествие по стране. Популярной была и химическая завивка.

Особое внимание уделялось челке - она должна была буквально «стоять»!

Волосы красили в невероятные цвета! И в синий, и в зеленый - тоже. Но осмеливались в основном неформальные подростки.

Кто же побаивался красивать все волосы, но все равно хотел быть модным, пользовался... тушью для волос! Туши для волос были рыжие, синие, красные... Использовали их экономно. В основном, на челку. Также можно было покрасить челку цветным лаком для волос.

Для причесок также было модно покупать цветные резинки и заколки-бабочки.

15) Макияж: синие тени для глаз, коричневый карандаш для губ.

Конечно же, в 90-е броским был и make-up девушек. Сейчас такую раскраску, пожалуй, назовут боевой . Акцент не стеснялись делать и на глаза, и на губы.

При этом для губ было модно использовать темные карандаши, а помаду - бледную. Но и красная помада тоже была в тренде. Что касается макияжа для глаз, то тени использовались каких угодно цветов. Даже ярко-синих... Сегодня, согласитесь, редко кто осмелится на подобное.

В моде также были цветные подводки для глаз с блестками и яркие цветные туши для ресниц - чаще всего синие, зеленые, фиолетовые.

Вот такой она была - мода 90-х. Яркой, бесшабашной, запоминающейся.

А к концу десятилетия наметилась устойчивая тенденция к укорачиванию одежды - топы начали носить так, чтобы был виден пупок, а юбки стали напоминать старшему поколению широкие ремни (этот стиль получил название порношик). Кислотные цвета стали забываться, а вот страз, блесток, пайеток, напротив, стало больше. Страна поднялась на ноги. Начался потребительский бум. На смену непонятному стилю 90-х пришло то, что окрестили российским гламуром. На целое десятилетие пришло - даже кризису весьма долго сопротивлялось. Но это уже совсем другая «модная история»... И, пожалуй, уже менее интересная.

А что вы носили в 90-е годы? Делитесь в комментариях!

Малиновый пиджак - спутник "новых русских" и криминальных авторитетов 90-х годов.

Одним из главных символов 1990-х годов стали пиджаки красного или малинового цвета, которые предпочитали носить бандиты и «новые русские».

На самом деле, конечно, эта часть классического мужского костюма даже тогда была в основном черной, серой или синей, но процент попугайских цветов и впрямь был куда выше, чем сегодня.

Как же получилось, что самые серьезные и конкретные граждане нашей страны вляпались в столь комичный стиль?

История вопроса

Андрей Козлов , магистр клуба «Что? Где? Когда?» уверял, что малиновые пиджаки начали носить после того, как их стали надевать экстравагантные знатоки. Не очень понятно, почему бандиты решили подражать именно «элитарному клубу» (да и вообще стали интересоваться этой телепередачей), хотя, с другой стороны, деньги там крутились действительно существенные.

Некоторые полагают, что основоположником малиновой моды стал Сергей Мавроди – когда решил поздравить россиян с наступающим 1994 годом в соответствующем прикиде. Это тем более не похоже на истину, ибо на роль законодателя мод глава финансовой пирамиды МММ – даже в нетипичном для него причесанном виде – годится чуть менее чем никак.

На самом же деле во всем виноваты итальянцы. Когда СССР только-только распался и его экс-граждане (не все, далеко не все) начали легализовывать капиталы и разъезжать по миру, у них появился и интерес к одежде: мышиная советская мода уже не устраивала глотнувших воздух свободы братков.

И тут в 1992 году в Париже, на Неделе высокой моды, «Версаче» выкатывает совершенно нелепую коллекцию костюмов, где ярко-красные пиджаки сочетались (вернее, кричаще не сочетались) с серыми брюками. Часть образцов была немедленно раскуплена гостями из далекой восточной страны, и скоро российский рынок был завален как оригинальными красно-малиновыми прикидами, так и польскими и турецкими подделками.

Возможно, культ малиновых пиджаков поддержало еще и то обстоятельство, что само слово «малина» (1. Дом, квартира, жилище. 2. Притон, место сбора какой-л. компании. 3. Что-л. хорошее, вольготное, удобное. 4. Место, где много женщин) особенно грело воровскую душу.

Впрочем, не только «новые русские» носили такую одежду, но и вполне приличные чиновники. Первый президент Украины Леонид Кравчук рассказывает, как познакомился с будущим президентом России, который в те годы работал заместителем мэра Санкт-Петербурга: «Я на человека в малиновом пиджаке внимание обратил. "Кто это?" – Спросил. "Владимир Путин ", – ответили мне. Очень красивый, ультрасовременный. Тогда все бизнесмены такое носили, все крутые…».

При этом гуляющая по Сети фотография, где Путин в малиновом пиджаке и тренировочных брюках Adidas стоит рядом с Собчаком – грубая подделка.

Кризис жанра

К 1996 году малиновые пиджаки уже вошли в анекдоты и стали восприниматься как нечто устаревшее, признак примитивности обладателя этого предмета одежды. Период первоначального накопления капитала прошел, «новые русские» окончательно разделились на неудачников – бандитов, сутенеров, мелких наркоторговцев – и хозяев жизни, крупных бизнесменов и чиновников. Множество первых переместились вместе со своими пиджаками на полтора-два метра под землю, вторые же познали гармонию, стали эстетами и одевались уже на зависть английским лордам.

Поэтому сейчас от тех времен остались только воспоминания… и те пиджаки, которым повезло пережить период своей популярности (а часто – и собственных хозяев). Крупнейшая коллекция малиновых пиджаков в России называется «Реальный прикид» и принадлежит Дмитрию Фунтикову . Это не музейные экспонаты, пиджаки продаются и покупаются, так что в приступе ностальгии вы можете приобрести или взять в аренду самый яркий атрибут 1990-х.


Второе рождение

Видимо, в память о тех бестолковых, опасных, но и романтичных временах руководство Роспотребнадзора в 2007 году приняло решение ввести у себя форму до боли знакомой расцветки. Теперь, когда сотрудник этого уважаемого ведомства приходит проверить, например, магазин, немедленно вспоминаются лихие наезды братков из девяностых на крышуемых ими коммерсантов.