Обувь нанайцев. Нанайцы и их культура

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ЭВЕНКОВ

Традиционная верхняя одежда эвенков -- кафтан. Шили его из шкур оленя, а чтобы капли дождя скатывались, не проникая внутрь, в плечевой шов оставляли бахрому из козьего меха. Под кафтан надевали нагрудник из меха. Праздничный нагрудник делали из ровдуги (замши) и украшали узорами из бисера. В бо лее суровых районах, в лесотундре, поверх кафтана носили глухую меховую одежду - сокуй. Мужской костюм мало отли - чался от женского, главным образом некоторыми особенностями кроя и количеством украшений.

Головной убор делали из шкурки с головы оленя. Шкурку вытягивали по форме головы человека и высушивали; отверстия от глаз и рогов зашивали и украшали бисером, края обшивали ровдугой. Эвенки носили также шапки наподобие капора, отороченные мехом. К югу от Нижней Тунгуски мужчины повязывали вокруг лба и затылка сложенные широким жгутом платки. Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пуш- ных зверей.

Обувь эвенков так хорошо приспособлена для долгих переходов по тайге, что ее заимствовали соседние народы. Шьют унты (так называется этот вид обуви на Крайнем Севере и в Сибири) из ровдуги, сукна, кожи, камусов (шкуры с ноги оленя). Унты могут быть короткими (до щиколотки) и длинными (прикрывают всю ногу). Зимой унты носят с меховыми чулками.

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ НАНАЙЦЕВ

Традиционный костюм нанайцев -- халат с запахиваюшейся направо полой, узкие и короткие штаны и ноговицы (деталь одежды типа гетр). Женщины под халат надевали нагрудник с металлическими подвесками. Зимнюю обувь (её носили поверх меховых или кожаных чулок) делали из рыбьей кожи, а летнюю -- из кабаньей. В холода носили меховые шапки с наушниками, а в тёплое время года -- берестяные шляпы. Женские головные уборы, особенно зимние, отличались от мужских: надевали или стеганую шапку на вате наподобие шлема с шишечкой на макушке, или фетровые шапки в форме колпака с отогнутыми вверх краями.

Своеобразным был костюм охотника на соболя. Самые оригинальные его детали -- богато вышитая шапочка с наушниками, увенчанная собольим или беличьим хвостом, и передник, украшенный разно -цветными нашивками из материи. Мужчины переняли от соседей - маньчжуров обычай брить переднюю часть головы от виска до виска, а остальные волосы заплетали в косу. Женщины, по примеру маньчжурок, заплетали две косы и укладывали их вокруг головы.

Нанайцы, нанай, нани (самоназвание - "местный", "здешний человек"), гольды (устаревшее название), народ в России.

Живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ. Численность в России 10,5 тыс. человек. Небольшая часть нанайцев - хэчжэ (2 тыс. человек) живёт в Китае (между реками Сунгари и Уссури). Говорят на нанайском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Имеются диалекты (или наречия), говоры. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык.

В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные, тюркские и другие элементы.

Основные традиционные занятия - рыболовство и охота (зимой - пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах.

Среди традиционных ремёсел особенно было развито кузнечное. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины и циновки и пр.

В настоящее время традиционные промыслы развиваются в рыболовецких артелях. Многие нанайцы заняты в промышленности, сфере обслуживания, живут в городах. Сформировалась собственная интеллигенция.

Жили оседло (некоторые селения существовали десятки и сотни лет). Жилища - большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже - рубленые избы, в тайге и на рыбалках - шалаши различных форм и др.

Одежду и обувь изготовляли из рыбьих кож, шкур таёжных животных. Носили также тканевые верхние и нижние халаты, ноговицы, меховые шапки-капоры, охотники - маленькие шапочки с султанами из беличьего хвоста, с тканевыми шлемами под ними, рыбаки поверх одежды - юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками.

Основная традиционная пища - рыба; лосося заготавливали впрок.

В конце XIX - начале XX вв. существовали роды численностью от 20-30 до 600-900 человек, расселённые чрезвычайно дисперсно. Крупные роды имели подразделения, члены которых могли вступать между собой в брак. Малочисленные роды образовывали экзогамные объединения доха, игравшие важную роль в жизни нанайцев. Каждое селение составляло территориально-соседскую общину, состоявшую из семей, относившихся к различным родам, и даже иноэтничных. Преобладали малые семьи, моногамные браки, хотя была известна полигиния.

Были обращены в православие во второй половине XIX века, однако сохраняли традиционные верования (вера в духов, шаманство и пр.).

А. В. Смоляк

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 364.


Нанайцы. Конец 19 в.

Преобладание того или иного промысла у разных групп нанайцев отражалось в прошлом на материале, употреблявшемся для одежды. Жители притоков Амура, т. е. киле, у которых охота доминировала над рыболовством, одежду делали главным образом из лосиных и оленьих шкур и кож. У насельников долины Амура, где ведущее значение имело рыболовство, изготовлялась, главным образом, летняя одежда из рыбьих кож. Торговля с китайцами способствовала проникновению к нанайцам тканей и одежды китайского происхождения . Значительное распространение эти предметы получили у «верхних» нанайцев, акани.

Шелковые материи, дорогие китайские халаты и шубы были только у богатых нанайцев. Нанайские старшины носили халаты из шелка высшего качества, специальные шапки и обувь. Одежда этих нанайцев резко отличалась и по материалу и по покрою от одежды всей остальной массы. Во второй половине XIX в. получили некоторое распространение материалы и одежда русского происхождения . Но несмотря на китайское и русское влияние, самобытная одежда нанайцев из рыбьих и звериных кож сохранялась вплоть до Октябрьской социалистической революции.

Существовало несколько видов нанайской национальной одежды - повседневная, праздничная, промысловая, обрядовая и т. д. Основные части мужской и женской одежды следующие: халат (тэтуэ) с запахивающейся направо полой, отличающийся от китайского отсутствием стоячего воротника и более узкими рукавами, пояс (омол), узкие и короткие штаны (пэру) и ноговицы (гарон), оригинальная часть женского костюма - особого вида нагрудник (лэлу) с металлическими подвесками, который некоторые женщины носили под халатом. Зимой носили несколько халатов, а также ватную и подбитую мехом одежду.

Национальная обувь (ота) имела невысокое голенище, с разрезом спереди. Внутрь обуви вкладывали стельку из уссурийской осоки. Зимняя обувь делалась из рыбьей, а летняя - из звериной, преимущественно кабаньей, кожи. Среди горинских киле распространена была обувь эвенкийского покроя . Обувь надевали поверх чулка (доктон) матерчатого (иногда на вате), мехового или кожаного.

Рукавицы (качама) покрывали рыбьей кожей или материей. Руку у запястья обматывали нарукавником (хуэптун) из материи или рыбьей кожи, обычно орнаментированным.

Головные уборы (апун) нанайцев очень разнообразны: меховые шапки с наушниками, поярковые шапки китайского типа, летние берестяные шляпы (невысокий конус с широким основанием), китайские широкополые соломенные шляпы и пр. Женские головные уборы, особенно зимние, по форме отличались от мужских. Широко распространена была прежде зимняя стеганая шапка на вате, имеющая вид шлема, с шишечкой на макушке. Женщины носили также фетровые шапки в форме колпака, с отогнутыми вверх краями, а летом - берестяные конусовидные головные уборы. С приходом на Амур русских распространились головные платки.

Из промысловой одежды своеобразием отличался костюм охотника на соболя. Он состоял из небольшой, богато орнаментированной шапочки с наушниками, увенчанной собольим или беличьим хвостом, головного и наплечного покрывала, меховой безрукавки (миата), наголенников из рыбьей кожи, обуви и орнаментированного передника.

Праздничная одежда отличалась от повседневной главным образом лучшим качеством материала и обилием украшений. Среди обрядовой одежды множеством своеобразных деталей и богатством орнаментировки особенно выделялся женский свадебный костюм.

Украшения были довольно широко распространены среди зажиточных нанайцев. Получали их главным образом от маньчжуров и китайцев, отчасти от якутов и русских. Из старинных украшений следует отметить кольца, браслеты, женские ушные и носовые серьги. Последние продергивались через перегородку и боковые крылья носа.

Мужчины нанайцы, начиная с середины XVII в., стали придерживаться маньчжурского обычая брить или коротко выстригать переднюю часть головы от виска до виска, заплетая остальные волосы в одну косу. Женщины стали заплетать волосы в две косы и плоско укладывать их вокруг головы, по примеру маньчжурок. Женская маньчжурская прическа распространена была больше среди «верхних» нанайцев; у других нанайцев замужние женщины обычно заплетали волосы в две косы, а девушки носили одну косу.

Еще в конце XIX в. у нанайцев существовала татуировка. Она была распространена главным образом среди акани. Татуировали руки, переносье и лоб. Производили татуировку, продергивая сквозь кожу нитку, окрашенную китайской тушью или соком особого растения (дафаро).

Старинная женская одежда. 1 - халат из рыбьей кожи; 2 - головной убор из бересты; 3 - обувь

"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва - Ленинград, 1956

Нанайцы, нанай, нани (самоназвание - "местный", "здешний человек"), гольды (устаревшее название), народ в России.

Живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ. Численность в России 10,5 тыс. человек. Небольшая часть нанайцев - хэчжэ (2 тыс. человек) живёт в Китае (между реками Сунгари и Уссури). Говорят на нанайском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Имеются диалекты (или наречия), говоры. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык.

В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные, тюркские и другие элементы.

Основные традиционные занятия - рыболовство и охота (зимой - пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах.

Среди традиционных ремёсел особенно было развито кузнечное. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины и циновки и пр.

В настоящее время традиционные промыслы развиваются в рыболовецких артелях. Многие нанайцы заняты в промышленности, сфере обслуживания, живут в городах. Сформировалась собственная интеллигенция.

Жили оседло (некоторые селения существовали десятки и сотни лет). Жилища - большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже - рубленые избы, в тайге и на рыбалках - шалаши различных форм и др.

Одежду и обувь изготовляли из рыбьих кож, шкур таёжных животных. Носили также тканевые верхние и нижние халаты, ноговицы, меховые шапки-капоры, охотники - маленькие шапочки с султанами из беличьего хвоста, с тканевыми шлемами под ними, рыбаки поверх одежды - юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками.

Основная традиционная пища - рыба; лосося заготавливали впрок.

В конце XIX - начале XX вв. существовали роды численностью от 20-30 до 600-900 человек, расселённые чрезвычайно дисперсно. Крупные роды имели подразделения, члены которых могли вступать между собой в брак. Малочисленные роды образовывали экзогамные объединения доха, игравшие важную роль в жизни нанайцев. Каждое селение составляло территориально-соседскую общину, состоявшую из семей, относившихся к различным родам, и даже иноэтничных. Преобладали малые семьи, моногамные браки, хотя была известна полигиния.

Были обращены в православие во второй половине XIX века, однако сохраняли традиционные верования (вера в духов, шаманство и пр.).

А. В. Смоляк

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 364.


Нанайцы. Конец 19 в.

У всех народов Приамурья одежда казалась очень похожей, особенно на первый взгляд. Мужчины, женщины, дети в праздники и в будни носили халаты из хлопчатобумажной ткани покроя кимоно, с длинными рукавами, широкой левой полой и застежкой на правом боку. Обычно сверху носили халат на подкладке или зимой на вате, а под ним - другой халат, нижний, из ткани без подкладки короче верхнего. Зимой, выходя на улицу, иногда надевали сразу два-три халата. Халаты для молодых женщин шили из однотонных более ярких тканей (голубые, зеленые, синие, желтые), для пожилых женщин и мужчин - из тканей темных тонов. Женские халаты были несколько длиннее мужских (цв. ил. 43). Повседневные халаты реже украшали вышивкой или аппликацией, чем праздничные; халаты для молодых мужчин и женщин больше украшали орнаментами, чем для пожилых. Зимние халаты шили из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, но на меху (бараньем, лисьем), или из различных мехов - "меховой мозаики" (цв. ил. 44).

Одежду для охотников и рыбаков делали почти исключительно из различных шкур, кож, ровдуги, хотя некоторые предметы 6 этих комплектах одежды были из тканей. Иногда праздничные женские халаты также шили из ровдуги, украшая их чрезвычайно обильно различными отделками. И для повседневного употребления (рабочие халаты), и как праздничные одежды, особенно женские, шили халаты из рыбьей кожи. В XIX - начале XX века наибольшее распространение имели все же тканевые халаты. Путешественники отмечали, что халаты из рыбьей кожи носили в обычное время наиболее бедные члены общества. Их надевали на рыбалку, во время различных работ. Но в праздники женщины надевали богато орнаментированные халаты именно из рыбьей кожи или из шелка.

Под халатом народы Амура носили штаны с ноговицами (цв. ил. 45), нагрудники (в основном женщины: в начале XX века почти исчезли мужские нагрудники). Штаны были короткими, поэтому их непременно дополняли ноговицами, которые могли быть короткими (у женщин) или длинными, из ткани на подкладке или на вате (рис. 134). Мужские ноговицы, особенно для рыбалки или охоты, делали из шкур, ровдуги, рыбьей кожи; женщины надевали ноговицы из рыбьей кожи, когда ходили зимой в тайгу за дровами. Штаны такие шили из рыбьей кожи, мужские - из ровдуги, но уже в начале XX века эти материалы стали все больше вытесняться тканями. Концы рукавов халатов в прошлом обматывали нарукавниками (полоской ткани); праздничные нарукавники украшались вышивкой (цв. ил. 46).

Не только халаты, но и нижняя одежда обычно орнаментировалась, особенно женская. Ноговицы, нагрудники, чулки, обувь в большинстве случаев также украшались различными способами.

Существовали издавна сложившиеся традиции украшения тканевых халатов. Декоративно отделывали их определенные части: подол, концы рукавов, края левой полы, вокруг ворота (рис. 135). Поверх тканевой основы пришивали дополнительно тканевые полосы иных, более контрастных цветов, чем ткань халата, обычно на цветной халат пришивали черные отделочные полосы (цв. ил. 47). Они играли не только декоративную роль, но и делали халаты более прочными (цв. ил. 48). Эти полосы орнаментировали вышивкой, аппликацией, на них прикрепляли металлические (бронзовые, медные) украшения различных форм и т. п. Иногда на низ нанайского халата пришивали не одну, а две-три дополнительные полосы различных цветов, и каждую либо вышивали, либо пришивали на них в один ряд белые мелкие пуговицы или металлические подвески (последние в зависимости от формы назывались "соболья лапка", "след белки", "крестик" и т. п.). Нивхи и ульчи чаще всего украшали нижние полосы халата именно металлическими подвесками, пришитыми в один ряд; только на праздничных женских халатах они делали вышивку, да и то не на всех (рис. 136).

У нанайцев, живущих в разных районах, халаты отличались такими деталями, как ширина и цвет дополнительных полос на подоле, расположение орнамента на них, высота расположения металлических подвесок над краем подола и т. п. Рядом с дополнительными полосами пришивали узкие канты из тканей разных цветов. Этот элемент отделки халатов имел в глазах жителей Приамурья важное значение; чем больше было таких кантов, чем они были уже, чем красивее было их цветовое сочетание, тем выше считалось мастерство исполнителя. Более всего кантов пришивали к концам рукавов, к верхней части борта левой полы, вокруг ворота. В последние годы для отделки халатов стали широко использовать разноцветную узкую тесьму промышленного производства. Кроме того, многие ульчи, нанайцы нашивают на ткань к краям отделочных полос узкие кружева, которые они вяжут из белых или черных ниток (рис. 137).

Следует особо подчеркнуть, что в целом халаты у народов Приамурья несмотря на их яркость и кажущуюся пестроту были сделаны с большим вкусом все цвета гармонично сочетались. Если халат шили из желтой или ярко-голубой ткани, его обычно окаймляли черными отделочными полосами, кантами приглушенных тонов, а цвет вышивок или аппликаций на отделочных полосах непременно гармонировал с основной тканью.

Нанайцы некоторых селении отличались своим пристрастием к особенно яркой одежде. Они пришивали широкие разноцветные полосы по нижнему краю халатов и на концы рукавов. Повседневные халаты мужчин, особенно стариков, часто не вышивали вовсе. Если же вышивали, то только на полосе пришитой по краю в верхней части левой полы, иногда на концах рукавов. У женских халатов орнаментировали полосы, пришитые и к верхней части края левой полы, и к нижней, а также и вокруг ворота, и на концах рукавов. Нанайцы в отличие от ульчей и нивхов и по краю левой полы пришивали иногда не одну, а две или даже три дополнительные полосы ткани с украшениями. Как правило, орнаменты на разных участках одного халата были разные. Женщины обычно сами шили и вышивали себе повседневные халаты. Праздничные же, а особенно свадебные халаты многие женщины заказывали своим односельчанам или родственникам-мастерицам. Халаты эти орнаментировали сложными узорами-композициями, выполненными различными швами, которыми владели далеко не все (цв. ил. 49).

Обычно халат можно было сшить за один день, но украшали его очень долго. Вышивать более всего приходилось зимой, когда основные хозяйственные работы были закончены, запасы пищи сделаны, а мужчины уходили в тайгу. Полосы, на которых вышивали орнамент, мастерица хранила в сумке для рукоделия. Она заранее прикидывала, какие подойдут цвета отделочных полос к основной ткани халата, какие нужны нитки для вышивки и аппликации, - все это должно было гармонировать между собой.

Узор наносили на ткань с помощью трафарета из тонкой бересты или рыбьей кожи. Контуры узора обводили костяной острой палочкой и затем вышивали. Для вышивки пользовались покупными шелковыми нитками. Вышивали самыми разными способами. Стебельчатым швом часто обозначали контуры рисунка, который заполняли затем внутри вышитыми неплотной гладью цветами и листьями. Вышивали также старинным тамбурным швом, а также швом в виде елочки или сеточки внутри стебельчатого контура - сиулэмэ. По темной отделочной полосе (черной, бордо и др.) часто вышивали узор, состоящий из отдельных стежков - непрерывных или по три стежка с перерывом. В современных вышивках сочетаются традиционные швы с русским и болгарским крестиком.

Мужские халаты обычно орнаментировали меньше, чем женские. Особенно украшали только верхние края мужских ноговиц, пояса (особенно у нанайцев), охотничьи шапочки, шлемы, надевавшиеся под шапки, охотничьи передники; при выходе на промысел охотники-нанайцы были одеты особенно нарядно.

Своеобразно отделывали свадебные халаты из ткани. Обычно такие халаты имели полы, равные по ширине. Вдоль краев полы шла широкая орнаментальная полоса, внизу переходившая в окаймление подола. Эта полоса украшалась вышивкой тамбуром и аппликацией. Вся спинка сплошь была заполнена орнаментированными полосами. Снизу до пояса обычно помещали две одинаковые короткие широкие полосы из светлой ткани; на них чаще всего вышивали один и тот же узор - дерево с птицами на ветвях (цв. ил. 50). С двух сторон под деревом вышивали животное (например, оленя). Верхняя часть спинки свадебного халата обычно состояла из горизонтальных полос, пришитых вплотную, одна к другой, каждая полоса была вышита своим, особенным амурским криволинейным орнаментом (волнистые линии, ряды завитков с вплетенными в них стилизованными птицами, бабочками, рыбками и т. п.). Спинку (и деревья в нижней части халата, и горизонтальные полосы в верхней) вышивали обычно гладью по настилу: под гладь подкладывали настил: приклеивали вырезанный из рыбьей кожи (или бумаги) элемент орнамента шириной 1-2 мм и менее. Несколько элементов составляли узор. Каждый настил вплотную зашивали шелковыми тонкими нитками. Очень характерным было цветовое решение: через каждые 1 1 / 2 -2 см меняли цвет ниток, таким образом одна линия узора в цветовом отношении все время прерывалась, менялась: за желтым цветом следовал либо зеленый, либо иные цвета - розовый, синий и т. п. Вышивали также гладью по двойному и тройному настилу: две или три полоски настила приклеивали рядом, но с небольшим зазором между ними, - гладь получалась двойной или тройной.

Широкое распространение у удэгейцев имела вышивка по очень узкому (0,5 мм) однорядному настилу. В прошлом ульчи, негидальцы, низовые нанайцы по ткани и ровдуге вышивали белым подшейным волосом оленя в комбинации с разноцветным шелком. Так украшали ровдужные халаты, праздничную обувь, нагрудники амурского типа, мужские передники и т. п. Мастериц, владеющих техникой вышивки оленьим волосом, было мало, и выполненные ими предметы высоко ценились.

Чрезвычайно разнообразны были способы украшений ровдужных праздничных женских халатов у негидальцев, ульчей. Полы и спинку отделывали вышивкой, аппликацией из тончайшей сазаньей кожи, вышивали оленьим волосом и шелком по самой основе халата. Низ подола, концы рукавов, поперечную полосу на талии отделывали выдровой опушкой. На подол повыше опушки пришивали разноцветные орнаментальные полосы, сделанные из окрашенной в разные цвета рыбьей кожи, полоски коричневых и белых оленьих и собачьих камусов с вшитыми в мех шелковыми красными и синими кисточками.

Халаты из рыбьей кожи в зависимости от назначения делали из разных материалов: из кожи кеты, горбуши шили рабочие мужские и женские халаты без всяких украшений, из кожи сазана, сома шили тонкие, белые, богато украшенные, праздничные. Их украшали аппликацией: узоры, вырезанные из рыбьей кожи, наклеивали и нашивали на основу тончайшими швами, мелкими стежками. Узоры окрашивали в синий (реже - в красный, желтый) цвет, пришивали на спинку (тут создавали из них своеобразные композиции). Нанайцы, ульчи покрывали орнаментированными узорами всю спинку, от низа до верха. Небольшие орнаментальные полосы помещали также по всему низу подола, вокруг ворота, на верхней части левой полы, в верхней и нижней частях рукавов (рис. 138, 139; цв. ил. 51).

Техника аппликации на Амуре - одна из древнейших. Ее широко применяли не только при отделке тканевых и ровдужных халатов, но и при украшении других предметов. При отделке халатов аппликацией ткань, из которой вырезали узор, с изнанки подкрахмаливали, с изнанки же приклеивали трафарет (берестяной или из рыбьей кожи) и, с силой "проглаживая" ткань с помощью костяного "утюжка", "переводили" этот узор на лицевую сторону. Затем узор вырезали и наклеивали рыбьим клеем на основу, в определенное место. Края аппликации заделывали разными способами. У всех амурских народов в прошлом был широко распространен способ обметки края по полоске из рыбьей кожи: на край узора наклеивали узенькую (1 мм и менее) полоску рыбьей кожи, затем ее обметывали тонким шелком стежками вплотную так, что образовывался по краю аппликации плотный тонкий круглый валик (между стежками полоска из рыбьей кожи - тот же настил - не была видна). Иногда край аппликации отделывали узким швом в виде елочки или сеточки внутри стебельчатого контура - сиулэмэ, - либо более простым швом, так называемым "через край", швом с "зубчиками".

Большим разнообразием отличались головные уборы, особенно женские.

Летом некоторые нанайцы, ульчи носили берестяные шляпы. Вырезали круг из бересты, на нем делали радиальный разрез и сворачивали по этому разрезу низкий конус. По разрезу бересту прошивали нитками, борт шляпы закрепляли, обшивая его корнем, как при изготовлении посуды из этого материала. Снизу к шляпе пришивали узкий (3-4 см) берестяной обруч, завязки, скреплявшиеся под подбородком. Верх шляпы украшали аппликацией из тонких слоев бересты, выкрашенной в черный или красный цвета.

Зимние шапки делали из ткани на вате или на меху либо целиком меховые. И у мужчин, и у женщин они имели одну форму капора, но тем не менее женские шапки сильно отличались от мужских. Женские шапки чаще имели конусообразную форму, тканевые шапки украшали вышивкой или аппликацией.

У нанайцев особенными были шапки для невест. Их шили целиком из ткани, обычно синего цвета, на вате, красиво простегивали, делая при этом амурские завитки. Сзади на шапке делали своеобразный "хвостик" (из той же ткани), загнутый крючком вверх. Спереди шапку украшали нашитыми в виде ромба мелкими белыми пуговицами, а сзади - красными лентами; на макушку пришивали свернутый в узелочек красный шнурок. Ульчи и нивхи шили также свадебные и праздничные женские шапки из меха рыси с торчащими вверх рысьими ушками.

Все народы Нижнего Амура, кроме нивхов, носили маленькие охотничьи шапочки, размером с тюбетейку. Верх шапочки шили из камусов соболя, лисиц, а иногда и из камусов оленя, собак. К нему пришивали орнаментированные полосы ровдуги и выдровую опушку. Верховые нанайцы и удэгейцы к макушке такой шапки пришивали султан - хвост соболя или выдры, а также маленькие орнаментированные ушки. Ульчи и низовые нанайцы с такими шапочками носили отдельно надеваемые наушники.

Под такую шапку надевали шлем из белой ткани, также богато орнаментированный вышивкой или аппликацией. Шлем защищал шею охотника от снега. Летом его надевали для защиты от мошки и комаров. Иногда с этой же целью шлемы носили и женщины, работавшие в тайге или поблизости от нее.

Одним из необходимых предметов одежды были рукавицы. Рукавицы шили из ткани на вате, из ровдуги, из меха, из рыбьей кожи; последние носили чаще как чехол, защищавший от изнашивания рукавицы из других материалов. Женские рукавицы отличались от мужских размерами и формой обшлага: у мужчин они имели раструб и были длинными, у женщин обшлага были короче и имели прямую форму. Тканевые и ровдужные рукавицы орнаментировались вышивкой или аппликацией на тыльной стороне, а также на большом пальце. Обшлага либо орнаментировали отдельно, либо украшали только разноцветными полосками тканей (рис. 140, 141). Меховые рукавицы украшали меховой мозаикой (особенно ульчи, нивхи): вся верхняя сторона рукавицы состояла из кусочков разноцветного меха (белый и коричневый или белый и черный), вырезанных квадратиками или ромбиками и сшитых в виде шахматной доски, Иногда ульчи вырезали из меха элементы криволинейного амурского орнамента, а затем вырезали в основном материале рукавицы такое же отверстие и вшивали на это место узор иного цвета.

Вообще техника меховой мозаики использовалась народами Приамурья довольно широко. Меховую мозаику применяли и при шитье шелковых халатов на меху: подклад делали из разных кусочков меха, сшитых либо шашечками, либо с элементами орнамента. Мех брали с низким ворсом (белка, камусы соболя, собаки и т. п.).

Подобная же техника меховой мозаики применялась и при шитье обуви тунгусского типа. Вообще обувь у народов Приамурья была двух типов: амурского и тунгусского. Обувь амурского типа шили из рыбьей кожи, нерпичьих и сивучьих кож, а нанайцы и удэгейцы также из ровдуги. Головку этой обуви, закрывавшую всю стопу, шили из одного куска кожи; головки делались разных форм. К верху головки пришивали голенище из другого материала (ткань, рыбья кожа). Обувь тунгусского типа была иной: она имела отдельную подошву, к которой и пришивали голенище. Эту обувь шили из камусов оленей, лосей, изюбров, а также из нерпичьих шкур и ровдуги.

Разные типы обуви украшали по-разному. Передок на головке обуви амурского типа орнаментировали часто так: на нерпичьей коже делали выпуклые амурские завитки. Для этого треугольную вставочку размачивали, наносили на нее узор, затем по линии узора прошивали кожу жильной ниткой так, что сам узор образовывал выпуклый орнамент (кожу насквозь не прокалывали, игла проходила в поверхностных слоях кожи). Иногда на треугольной вставке орнамент вышивали подшейным оленьим волосом. Эти способы украшения обуви были характерны для ульчей и нивхов. Нанайцы и удэгейцы на вставке ровдушной обуви орнамент амурского типа либо вышивали, либо рисовали красками. Обувь тунгусского типа из камусов или ровдуги украшали совершенно иначе. Нанайцы большую часть голенища сострачивали из разноцветных полосок ткани, а самые верхние полоски украшали вышивкой или аппликацией (рис. 142). Такую обувь носили с чулком, сшитым из ткани (на вате) в виде сапожка. Верхний край чулка орнаментировали несколькими полосками ткани с вышивкой; этот край выступал поверх голенища. Иногда верхнюю часть голенища нанайцы и ульчи отделывали меховыми мозаичными полосками с узором шашечками. У ульчей голенище обуви тунгусского типа отличалось от нанайского: лишь узкую тканевую полоску сверху голенища ульчи украшали вышивкой, других тканевых полос тут не пришивали. Ровдужную обувь тунгусского типа ульчи и нанайцы украшали вышивкой на передней части внизу, а также на полосках, пристроченных по краю голенища.

Обувь из рыбьей кожи нивхи и ульчи обычно не украшали, а нанайцы рисовали красками амурские узоры на нижней части и по краю голенищ. Обувь амурского типа носили с коротким меховым чулком.