Возрастная психология - дошкольный возраст. Дошкольный возраст: основная характеристика Общее описание периода

Реферат по возрастной психологии

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

факультет психологии

кафедра общей психологии

Москва, 2000 г.

Введение.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л. С. Выготский, это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. По словам Д. Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый - папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.

Как же осуществляется эта связь?

Игра в дошкольном возрасте.

Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели, - это сюжетно-ролевая игра.

Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операциональнотехническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д. Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки.

Что же составляет предмет этой деятельности? Это - взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.

Как уже не раз отмечалось, на протяжении своего развития ребенок постоянно "овладевает" взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого орудия. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Такова точка зрения Д. Б. Эльконина.

Как же это происходит? Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра. По мнению Д. Б. Эльконина, формы игры ребенок берет из форм свойственного его обществу пластического искусства. Многие исследователи связывают проблему возникновения игры с проблемой искусства.

Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры такова:

Единица, центр игры - роль, которую берет на себя ребенок. Взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.

Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

В детской игре происходит перенос значении с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.

Существовало мнение, что в игре все может быть всем (В. Штерн). Но, как считал Л. С Выготский, так может рассуждать человек, забывший свое детство. Перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

Какое значение имеет символика игры? По мнению Д. Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми.

Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку. Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих - в этом, по мнению Д. Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.

Последний компонент в структуре игры - правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила.

Итак, игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

К. Оталора проанализировала особенности детских игр. Опираясь на концепцию Д. Б Эльконина, она выявила наиболее характерные для детей разных возрастов игры:

Игра-развлечение - игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Ее цель - развлечь, развеселить участников.

Игра-упражнение - отсутствует сюжет, преобладают физические действия, при этом одно и то же действие повторяется несколько раз подряд.

Сюжетная игра - есть игровые действия и воображаемая ситуация,

Процессуально-подражательная игра - воспроизведение действий или ситуаций, которые ребенок наблюдает в настоящий момент.

Традиционная игра - та, которая передается из поколения в поколение, в нее играют взрослые и дети, она имеет правила, но в ней отсутствует воображаемая ситуация.

Работа К. Оталора еще раз показывает, что детская игра имеет историческую и социальную, а не биологическую природу Среда выступает по отношению к игре как источник ее развития. Не только сюжет и содержание игры ребенок заимствует из окружающей действительности. Сам характер игры, ее структура определяется обществом. Если в обществе существуют запреты на воспроизведение в игре функций взрослых и авторитетных личностей, то сюжетно-ролевая игра не развивается несмотря на то, что у ребенка формируются некоторые операциональнотехнические предпосылки игры, такие, например, как воображаемая ситуация, способность к замещению и др.

Игра, истоки которой связаны с социальноэкономическим уровнем развития общества и культурными традициями народа, эволюционирует вместе с обществом.

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте.

В современном индустриальном обществе игра не является единственным типом деятельности детей. Другие типы деятельности в дошкольном возрасте: изобразительная деятельность; элементарный труд; восприятие сказки; учение.

Изобразительная деятельность ребенка давно привлекает внимание художников, педагогов и психологов (Ф. Фребель, И. Люке, Г. Кершенштейнер, Н. А. Рыбников, Р. Арнхейм и др.).

Своеобразие этих рисунков породило ряд концепций. Среди них большое место занимает интеллектуалистическая теория - Теория символизма детского рисунка. По мнению В. Штерна, рисунок ребенка - отнюдь не изображение конкретно воспринимаемого предмета. Ребенок изображает то, что он знает об объекте, а не непосредственно воспринимаемый образец. С точки зрения В. Штерна, Д. Селли и др., рисунок следует рассматривать как символ определенных понятий

Со времени своего возникновения и до настоящего времени интеллектуалистическая теория подвергается критике. В частности, уже давно было отмечено, что хорошие рисунки выполняются умственно отсталыми детьми и наоборот. Почти пятьдесят лет спустя Р. Арнхейм назвал интеллектуалистический подход к детскому рисунку "довольно странной теорией", которая вводит исследователя в заблуждение.

Близка к концепции В. Штерна Лейпцигская школа комплексных переживаний. По мнению психологов этой школы (Г. Фолькельт), детское искусство носит экспрессионистский характер - ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он переживает. Он выражает свои чувства, свои эмоциональные состояния.

Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку. Однако, как отмечал Н. М Рыбников, для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт, результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. С его точки зрения, В. Штерн и Г. Фолькельт подходили к рисунку ребенка антигенетически. Н. М. Рыбников отмечал, что изобразительная деятельность ребенка отличается от изобразительной деятельности взрослого человека. Деятельность взрослого художника направлена на результат, тогда как для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением, но как только завершают рисунок, часто выбрасывают его. Маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом много говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности.

Дошкольный возраст – это время приобретения и организации чувственного опыта ребенка, постижения особых форм восприятия и мышления, присущих человеку, стремительного развития воображения, становления основ произвольного внимания и смысловой памяти.

Эти достояния личности зарождаются в результате разумного обучения, воспитания и любви к детям.

Детская пора с 3 до 6-7 лет имеет название дошкольное детство. Возрастная периодизация данного возраста включает следующие этапы:

  • - от 3 до 4 лет;
  • - от 4 до 5 лет;
  • - от 5 до 7 лет.

Дошкольный возраст способствует общему развитию крохи, содействует созреванию его личности. Благодаря помощи старших ребенок получает личный жизненный опыт. Закладывается фундамент более доскональных форм социальной компетентности. Создается основа для будущей школьной зрелости.

Возникают специфические особенности, которые удостоверяют процессы физического, психического и социального роста дошкольника. Психологические особенности дошкольного возраста характеризуются расширением круга общения малыша, развитием сюжетно-ролевой игры. Усложняются виды деятельности по содержанию и форме, более интеллектуальна практическая активность, совершенствуются умения действовать самостоятельно, изменяется род взаимодействия ребенка с взрослыми, формируется детское сообщество с его субкультурой.

Социальная ситуация развития

В период дошкольного детства происходит расторжение общей деятельности между взрослым и малышом. Приоритетными становятся отношения со сверстниками. Ровесники оказываются важной частью детского окружения. Взаимоотношения дошкольников обусловлены игрой. Малыши дублируют поступки взрослых, реализуя стремление быть и действовать как старшие. Сюжетно-ролевая игра обогащает мир крохи новыми отношениями между людьми.

Ведущая деятельность

Типы дошкольной деятельности еще не являются для крохи обязательными, он выполняет их по собственному желанию или по просьбе взрослого. Игра, рисование, конструирование и прочее характеризуются эмоциональной насыщенностью, предоставляют пространство для творческого воображения, а также свободно выявлять жизненные впечатления и отношения к окружающему миру. Взаимоотношения малыша с взрослыми и другими детьми строятся преимущественно на интимно-личных контактах – привязанности, симпатии, любви.

На протяжении дошкольного возраста происходит фактическое становление личности, совершенствуется речь крохи, обогащаются навыки общения, формируются базовые качества, растут физические возможности, расширяется жизненное пространство. Важная особенность развития дошкольника – общий, неспециализированный характер полученных им знаний, действий, способностей. Юной личности предстоит стать человеком, приобрести все то, что необходимо каждому в любой сфере жизни.

Ведущая деятельность на данном этапе - сюжетно-ролевая игра. Эта форма игры устанавливает положение ребенка, его восприятие мира и отношений. Благодаря игре происходит становление разнообразных сфер психической деятельности. Игра представляет собой вид социализации дошкольника, помогает освоиться в социальных и межличностных отношениях.

Психические новообразования

Не все, что развивается в дошкольном возрасте, имеет равноценное значение для настоящего и будущего малыша.

Первым приобретением являются образные формы познания окружающего мира, расцвет которых приходится именно на дошкольный период. Предметная деятельность, сюжетно-ролевая игра, рисование, конструирование и другие виды «детской деятельности» строятся на основе восприятия, наглядно-образного мышления, воображения и постоянно требуют их усовершенствования. Эти виды деятельности снабжают кроху внешними формами ориентированных, поисковых действий, составляют основу его внутреннего плана действий, способствуют усвоению сенсорных эталонов и наглядных моделей для решения новых жизненных заданий, развивают творческие способности.

Второе, важное достижение дошкольного возраста – моральные чувства, которые связывают ребенка сначала с родными людьми, а со временем и с более широким кругом взрослых и сверстников. Дошкольник учится сопереживать, выражать симпатию, привязанность, уважать права и своеобразность других людей, дружить, у него формируется чувствительность и отзывчивость как важные базовые качества, чувство своей причастности к людям, элементарное умение брать других во внимание. Эти качества сохраняются на протяжении всей дальнейшей жизни, в значительной степени влияют на нее, определяют лицо школьника и взрослого человека, составляют основу гуманной направленности человека на окружающую среду, самого себя.

Творческие способности вместе с моральными качествами являются фундаментом, на котором строится личность.

На протяжении дошкольного возраста также развиваются и такие способности, которые служат только основой, так называемой «заготовкой», со временем они меняются, перестраиваются, приобретают новые, более доскональные формы. К таким качествам относятся познавательные интересы, произвольное управление поведением, основы логического мышления. Их основы закладываются к концу дошкольного периода, а пик развития начинается на более поздних этапах жизни.

Физическое развитие

У детей происходит первый период активного скачка в росте, при этом с набором веса наблюдается замедление. Явно растет длина конечностей. Приметно меняется контур лица. Молочные зубы начинают меняться на постоянные.

Первый этап энергичного роста у мальчиков отмечается с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Рост нижних конечностей способствует увеличению длины тела. С 3 до 5 лет масса тела постоянно увеличивается на 2 кг в год.

Объем головы до 5 лет каждый год увеличивается на 1 см, а после пяти лет - на 0,5 см в год.

Объем груди растет на 1,5 см ежегодно.

Мышечная система дошкольника не окрепшая и требует особого внимания со стороны старших. Не правильное положение тела малыша, несоответствующая мебель приводят к нарушению осанки, патологическому развитию скелета. Иммунная система постепенно приобретает определённую зрелость.

Дошкольный период жизни играет важную роль в становлении личности. С 3 до 6-7 лет малыш активно познает мир, интенсивно накапливает информацию. Психические особенности детей дошкольного возраста способствуют всестороннему развитию крохи, подготовке к предстоящим ступеням жизни. Родителям очень важно не упустить этот момент и приложить все возможные усилия, чтобы ребенок рос гармоничной личностью.

В период четвертого года жизни ребенок вступает в особый для себя этап развития. Дошкольник постепенно выходит из категории «Мы», отделяется от родителей, у него возникает новая позиция «я сам», которая и является основой кризиса трехлетнего возраста. В связи с этим у дошкольника меняется отношение к миру и, в особенности, его отношение со взрослым человеком.

До трехлетнего возраста основным объектом интереса ребенка был мир вещей. Теперь его интересует мир людей и взаимодействие с ним. Причем, это касается не только отношений с родителями, но и со сверстниками. Младший дошкольник начинает проявлять свой интерес к себе подобным и вступать в социальные взаимоотношения. А в период младшего дошкольного возраста дети наблюдают за отношениями людей и стараются подражать.

Основной деятельностью становится игра, посредством которой, ребенок проявляет свой уровень осознанности человеческих взаимоотношений. Особая характеристика развития детей младшего дошкольного возраста – усложнение коммуникации. Его речь становится более интересной, обогащается лексикон, формируется образное мышление, восприятие и социума, и предметов.

Развитие в социуме в дошкольный период

В течение активного развития изменяется восприятие социума, которое развивается в двух направлениях.

Первое связано с восприятием мира взрослого. В данном возрасте у детей впервые появляется желание быть похожим на взрослого, подражать ему. Все это особенно хорошо проявляется в процессе ролевой игры. Взаимодействия с взрослым можно описать с помощью интересов в сфере быта и игры. Причем, если ведущая роль сначала принадлежит родителю, то, впоследствии, активная роль ребенка усиливается.

Другое направление – это социальная горизонталь, и характеризуется оно восприятием своих сверстников. В этом возрасте дошкольник впервые начинает относиться к другим детям как к равноправным партнерам по коммуникации и игре. Присутствие детей одного возраста вызывает в ребенке целый комплекс различных эмоций, начиная от смущения, заканчивая искренней радостью. Особенность данной коммуникации характеризуется непродолжительностью. Ребенок еще не в состоянии выстроить конструктивное общение, однако, дошкольник стремится действовать рядом и сообща. Во время коммуникации дети склонны применять и жесты, и речь. При этом, основное общение строится на фразах, сообщающих о выполнении того или иного действия.

Развитие познавательной деятельности

В период развития детей дошкольного возраста особе значение имеет познавательная деятельность, которая становится возможна за счет изменения в восприятии. Теперь дошкольник не только воспринимает мир предметно, но и способен считать информацию о функционале предметов. Дошкольник разделяет вещи по признакам, давая им характеристику. У детей на четвертом году жизни развиваются различные представления о предметах, в частности его внешних признаках. Это влияет на его способность творить в конструировании.

Изменения происходят и в ориентировочно-исследовательских действиях. Теперь дошкольник ориентируется не на тактильные ощущения, а на зрение. Именно оно становится ведущим, подчиняя себе руки. Также дети применяют способ решения различных практических задач с помощью экспериментов.

В целом, познавательная теперь активность характеризуется не только вопросами «Что это?», «Как это работает?» и «Зачем это нужно?». Ребенок начинает спрашивать, почему предмет обладает теми или иными признаками. Этот интерес помогает ему установить связи причины и следствия, провести обобщения, проанализировать внешний мир. Все это дает возможность решать задачи не только с помощью наглядного восприятия, но в уме, благодаря чему формируется образное мышление в этом возрасте, основанное на представлениях о предметах, а не на их реальных примерах.

Познавательная активность в возрасте четырех лет связана и с изменениями представлений о людях и о себе. Данные представления проявляются в рисунках, коммуникации и игре. Для развития характерно умение составлять некоторые логические заключения, понимание очередности действий. Эту последовательность он также может отражать в процессе игры, сопоставляя ее с реальной жизнью.

Характерной особенностью развития дошкольников в четырехлетнем возрасте является активное наблюдение за окружающим миром. Важно связать этот процесс с личным опытом ребенка. При этом, необходимо показать взаимосвязь мира и детей. В данном возрасте нужно не только дать представления о явлениях и основных признаках и функциях предметов, но и воспитать бережное и уважительное к ним отношение.

Взрослый человек должен акцентировать внимание на природе, сформировать не только умение наблюдать за ней, но и любоваться, проявляя заботу. Экологическое воспитание также является важным этапом на пути формирования правильного представления о мире. В течение знакомства дошкольников с природой у них совершенствуется чувственное развитие и образное мышление.

В особенности развития детей младшего дошкольного возраста входит формирование воображения. Посредством него ребенок может преобразовывать информацию извне, анализируя ее и синтезируя в соответствии с индивидуальными возможностями. Развитие воображения также происходит с помощью игры и часто является ее результатом. Воображение – это залог способности к воссозданию предметного рисунка.

Однако, его развитие в период младшего дошкольного возраста обладает несколькими характеристиками. Одна из них – опредмечивание, когда объект наполняется определенным смыслом. Другая характеристика – это дополнение, которое опосредовано додумыванием и добавлением своего личного смысла к предмету.

Характеристика игры детей

Игра, как таковая, появляется из необходимости ребенка чувствовать себя взрослым и подражать ему в этом возрасте, однако, из-за невозможности сделать это в реальности, такое подражание происходит в форме игры. Существует несколько техник игры, которые выражаются в замещении.

Первый уровень – это предметное замещение, когда дошкольник использует один предмет вместо другого.

Второй уровень – это замещение позиционное, когда свою позицию дошкольник заменяет на социальную позицию другого. В данном случае дошкольник ведет себя от имени постороннего этом возрасте.

Третий уровень характеризуется ситуативным замещением, во время которого дошкольник подменяет реально существующие условия воображаемыми.

Показать уровни можно на предмете характерной игры «Дочки-матери». Если в возрасте трех лет доминирует предметное замещении, то есть ребенок совершает определенные действия с куклой, подражая взрослому, то в четыре года для дошкольника важно воссоздать атмосферу материнской заботы. Именно в этот период в процессе игры у ребенка развивается социальная направленность, причем, первые роли в этой деятельности принадлежат именно родителям. Дошкольник часто воссоздает свою семью и копирует взаимоотношения внутри нее. Игры, в которых дети изображают животных, также являются довольно частыми, но в процессе таких действий не воссоздаются социальные отношения, а только лишь признаки и действия животных.

Если в среднем и старшем дошкольном возрасте ролевые игры чаще всего происходят с участием сверстников, то для младшего возраста пока еще характерно присутствие куклы как основного партнера. Часто дети начинают играть сразу за двоих: за куклу, создавая для нее игровую программу, и за себя. Как только ребенок воспринимает своих сверстников в качестве партнеров, он постепенно начинает включать в игру и их. Однако такие коммуникации имеют довольно эпизодичный характер. Несмотря на непродолжительность игр со сверстниками, дошкольники получают большую пользу от общения, учась согласовывать свои действия. Впоследствии это поможет выстраивать отношения в играх по правилам.

Основными видами игр, которыми интересуются дети трех-четырех лет, являются экспериментирования и сюжетные игры, а также досуговые и игры обрядового характера.

Сначала с помощью взрослого дети отражают в своих играх простые сюжеты, но потом на место сюжетно-отобразительному процессу приходит ролевой. Именно такие игры помогают осознать свойства предмета и логику жизненных ситуаций, выразить эмоции и собственное видение мира.

Особое значение придается диалогам в игре, сначала с воспитателем, а затем и со сверстниками, в течение которого предлагается выстраивать доброжелательные словесные отношения. Важно привлекать детей к играм, которые затрагивают сюжеты из обыденной жизни, а также игры, основанные на литературных произведениях. Следует поощрять самостоятельность в выборе роли и атрибутики для нее, инициативность ребенка в игре.

Обучающие игры помогают развитию анализа признаков и свойств предметов. Подвижные игры снимают эмоциональную напряженность, повышают коммуникацию и являются источником положительных эмоций. В этом возрасте дошкольники запоминают правила слабо, однако, игры с одним-двумя правилами вполне могут применяться в практике воспитания. Процесс игры для детей в возрасте младшего дошкольника имеет колоссальное значение для их развития, поэтому, как педагоги, так и родители должны сделать все необходимое, чтобы создавать все условия для игр в течение дня.

Во-первых, необходимо не только позволять детям играть, но и помогать в процессе в обогащении опыта и приобретении новых навыков.

Во-вторых, важно расширять детский кругозор, рассказывая новую информацию о предметах и явлениях так, чтобы впоследствии дошкольники смогли применить ее в своих играх.

В-третьих, пока коммуникации со сверстниками только развиваются, помочь этому можно с помощью поощрения коллективных игр.

Развитие речи в младший дошкольный период

Большинство детей в четырехлетнем возрасте уже умеют хорошо говорить и делают это весьма охотно. Именно в этот возрастной период развивается самая главная речевая функция – двухстороння коммуникации, иначе, диалог. Основой диалога у младших дошкольников являются вопросы и побуждения, реже – разговоры о себе. Словарный запас дошкольник пополняет именно из ответов взрослых людей на вопросы, поэтому так важно говорить с дошкольником и терпеливо отвечать на все, что его интересует. Это же является основой познавательной деятельности.

Словесная регуляция деятельности характеризуется проявлением в младшем дошкольном периоде. Дети выражают словами произошедшее, то есть отчитываются о выполненных действиях, и это говорит об осознании своей деятельности.

Объяснительно-сопровождающая речь также является предметом регуляции посредством слов. Обычно, данное речевое поведение характеризуется комментариями дошкольника в процессе его действий. Это помогает ему осмыслить свои поступки.

Порой в процессе игры или творческой деятельности словесная регуляция может быть выражена дальнейшими планами. То есть ребенок словами выражает действия, которые он собирается произвести в будущем. Хотя такое планирование часто не приводит к реальной деятельности дошкольника.

В данный период развития важной особенностью является способность дошкольника составлять небольшие рассказы. Они могут быть связаны с выражением его впечатлений о каком-либо событии, будь то прогулка или иная бытовая ситуация. Это говорит о том, что образное мышление ребенка и собственное представление о себе развиваются нормально. Проявление логической связности осуществляется первоначально в речи, а потому в рисунках. Как только дошкольник начинает осознавать причинно-следственные связи, его речь наполняется оборотами «Потому что» и «Поэтому».

В характеристики речевого развития входит не только качественное пополнение словарного запаса, но и словообразование. Ребенок охотно занимается словотворчеством, в соответствии со своими представлениями об окружающем мире. Так появляются новые слова, смысл которых известен только ребенку. Обобщение, сравнения, причины и следствия могут подтолкнуть ребенка думать, что если есть Тихий океан, значит, где-то есть и Громкий, а если шоколадка – это маленькая сладкая плитка, то шоколада – большая.

Речевое развитие способствует тому, что дети хорошо запоминают и произносят вслух стихи, написанные в двудольном размере, воспроизводят песни. Что касается произношения букв и звуков, то не у всех детей в этом возрасте оно развито идеально.

Если говорить о том, как происходит психологическое и социальное развитие детей в возрасте трех-четырех лет в общем, то можно дать им краткую характеристику.

  • У детей формируется наглядно-образное мышление.
  • Происходит развитие связной речи, в течение которого они начинают понимать и использовать прилагательные.
  • Память и внимание у дошкольников данного возраста еще непроизвольные, хотя некоторая произвольность может формироваться в процессе игры.
  • В этом возрасте дети испытывают особую чуткость к физическому дискомфорту.
  • Предметом познания детей становится все, что их окружает, особенно признаки и свойства вещей.
  • Способ, при помощи которого они познают мир, сводится к конструированию и экспериментированию. При этом большую роль играет общение с взрослым человеком.
  • Дети в возрасте трех-четырех лет используют ситуативно-деловую форму общения, но коммуникация со сверстниками еще не так интересна, как с человеком взрослым.
  • Поведение характеризуется капризностью, слабым торможением и резкой сменой настроения. Часты конфликты на почве детского «я сам».

Младший дошкольный возраст характеризует детей с точки зрения очень противоречивого поведения. Они требуют к себе много внимания, в то же самое время, любви, заботы и понимания. В возрасте трех-четырех лет им очень важен диалог со взрослым человеком, который поможет развить их речь, мышление и сенсорику.

На чтение 10 мин. Просмотров 4.7k.

Каждый родитель желает видеть своего ребенка умным, красивым, счастливым и хорошо развитым человеком. Поэтому никто не хотел бы пускать процесс развития детей на самотек: все мы стремимся как-то помогать ребенку развиваться.

Мы рассказываем ему стишки, поем вместе с ним песенки, придумывает разные игры, общаемся, учим читать и писать. Однако в этом деле очень важно действовать грамотно и последовательно. Было бы немудро требовать от ребенка того, чего он пока не способен сделать в силу своих возрастных особенностей.

И было бы очень правильно развивать в нем те способности, на которые уже давно пришла пора обратить внимание. И для того, чтобы правильно воспитывать своих маленьких детей, очень важно знать, какими особенностями и способностями они обладают в те или иные возрастные этапы развития.

В этот период самое главное, в чем нуждается ваш ребенок – это забота, внимание и ласка. Это период, когда родители исполняют все желания своих детишек и мало задумываются о том, чтобы научить их чему-либо. Главная задача родителей – обеспечить максимально комфортную, любящую и жизнерадостную атмосферу в доме. Но это не значит, что развитию детей не следует уделять внимания.

Дело в том, что человек с самого своего рождения начинает процесс познания окружающего мира. Формируются способности слышать звуки и отделять один звук от другого. Также мозг ребенка учится разделять поступающую в него зрительную картинку на различные объекты, фокусироваться на одном из них и запоминать его.

К шести месяцам у детей проявляется особый интерес к цветам и начинает формироваться процесс развития восприятия пространства. Спустя всего месяц малыш с удовольствием начинает взаимодействовать с предметами: он их складывает в коробочки, открывает крышки отличает маленькие предметы от больших.

Самый первый этап становления личности человека. Именно в этом возрасте закладываются самые глубинные, самые прочные и нерушимые свойства личности человека. Считается, что те черты характера и особенности личности, которые были приобретены в этом возрасте, практически не поддаются коррекции на протяжении всей жизни. Поэтому для родителей важно понимать, что наступил очень ответственный этап, когда начинается полноценное воспитание детей.

Ранний возраст можно условно разделить на три дополнительных периода, каждому из которых соответствуют свои возрастные особенности развития:

От года до полутора лет. Период становления самостоятельности детей. Теперь ребенок не ждет, когда родители выполнять все его просьбы. Многое он пытается уже делать самостоятельно. Он много ползает по дому, чтобы добраться до интересующих его предметов. Он часто падает, набивает себе шишки, но продолжает старательно исследовать жилое помещение.

Первые звуки или даже слова, исполненные смысла, ребенок обычно начинает произносить в этот период своего развития. И хотя ребенок еще не может правильно произнести слово или фразу целиком, родители уже начинают понимать, что он имеет в виду. Идет активная фаза запоминания слов. Ребенок внимательно слушает, что говорят родители. И, не смотря на то, что он даже не пытается произносить большинство услышанных слов, все же они откладываются у него в памяти.

Несмотря на то, что ребенок не способен пока отвечать родителям и полноценно с ними разговаривать, очень важно много времени уделять общению с ним в этот период. Потому что именно сейчас начинает активно пополняться его словарный запас. Родители могут называть окружающие ребенка предметы, рассказывать для чего они нужны.

От полутора до двух лет. Продолжает развивать приобретенные раньше возрастные умения, начинает осознавать свое место в окружающем мире, зарождаются первые черты его характера. То есть уже сейчас становится очевидным, какие черты личности скорее всего будут преобладать в его характере на протяжении всей жизни. Этот период, когда родители, образно говоря, начинают знакомиться со своим чадом. К этому времени большинство детей начинают активно принимать участия в процессе собственного одевания.

Важно, чтобы родители проявляли терпение и давали ему такую возможность. Не стоит запрещать ребенку пробовать надеть что-то самостоятельно только потому, что вы куда-то торопитесь. Большое облегчение родителям приносит то, что дети начинают ходить на горшок. Иногда во время игры, увлекшись, малыш все еще может сходить «под себя», но такие случаи происходят все реже и реже.

Никогда не стоит запрещать детям брать в руки интересующие их предметы и рассматривать их. Если какой-то предмет представляет для малыша опасность, то самое лучшее решение – это сделать так, чтобы он вообще не попадался ему на глаза. Иначе многочисленными запретами родители могут поселить в детях страх познания чего-то нового, выработать в нем комплексы, мешающие его обучаемости в подростковые годы и на протяжении всей жизни. Не запрещайте ребенку копаться в шкафах. Ему очень нравится открывать различные ящички и вытаскивать из них все предметы и всю одежду.

Это важная особенность полезна для развития детей. Таким образом малыш проявляет естественную потребность к познанию мира и обыкновенное любопытство. Не стоит запрещать ему это делать.

От двух до трех лет. Ребенок уже научился ходить, взаимодействовать с предметами, у него полноценно развито зрение и другие органы чувств. Наступил черед самой активной фазы умственного развития. Сейчас малыш проявляет немного меньше физической активности, чем это делал раньше. Зато он становится наиболее общительным. Ему нравится разговаривать со взрослыми, и нужно давать ему такую возможность. Важно запомнить правило: чем больше общения – тем лучше умственное развитие.

В этот период начинаются бесконечные вопросы. Очень важно терпеливо отвечать на каждый из них. Ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка говоря «отстань!». В этом возрасте начинает прививаться любовь к музыке. Когда ребенок дома, пусть всегда звучит музыка. Причем пусть эта музыка будет разнообразной. Музыка оказывает благоприятное воздействие на собранность малыша, ведь за ее основы взят ритм. В основе всех жизненных дел тоже лежит ритм.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Этот возраст является трудным для родителей и их малыша. Потому что в этот период происходит первый кризис личности человека. Родители наблюдают резкую перестройку характера и личности ребенка. Этот период некоторые называют периодом «Я сам». К чему нужно быть готовыми родителям?

Возрастные личностные этапы детей в этот период: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание, протест-бунт, деспотизм. Все эти негативные проявления личности в конце концов рождают в ребенке осознание того, что он является отдельной самостоятельной личностью, имеющей собственные взгляды и желания. Для того, чтобы избежать многих острых углов и позволить ребенку гармонично развиваться, важно поддерживать его инициативу быть самостоятельным. Появляется интерес к таким занятиям, как конструирование, лепка и рисование. Ребенок начинает самостоятельно давать оценку событиям и поведению людей. Он сам пытается отличать хорошее от плохого.

В этот период развития важно осознавать, что этапы проявления негативных свойств личности ребенка вовсе не значат, что он становится плохим и невоспитанным. Не следует строго наказывать его каждый раз за некорректное поведение. Сейчас намного важнее избежать ситуаций, которые бы сформировали постоянное чувство вины и связанные с этим комплексы. От родителей ожидается настоящее мастерство, которое поможет не поощрять плохое поведение, но в то же время не нарушит психику малыша.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

В этот период происходит значительное изменение во взаимоотношениях со сверстниками. Они становятся все более притягательными для ребенка и начинают занимать очень много места в его жизни. Теперь ребенок осознанно предпочитает играть не со взрослыми, а с детьми своего возраста. И если раньше дети просто находились рядом друг с другом, но каждый занимался своими делами и играл в свою игру, то сейчас они начинают взаимодействовать друг с другом и играть вместе.

Таким образом, формируются навыки сотрудничества между людьми. Интенсивно следуют один за другим возрастные этапы развития общения со сверстниками. Дети во время игры начинают согласовывать свои действия и добиваться одной общей цели. В этом возрасте ребенок начинает хорошо понимать невербальные признаки отношения к самому себе.

Малыш остро нуждается в признании и уважении со стороны окружающих людей. Он очень хорошо понимает, рады ему или нет, обратили на него внимание или оказались безразличными. На этом фоне часто появляются обиды, которые ребенок открыто демонстрирует. Дошкольник начинает сравнивать себя с другими и формирует мнение о самом себе. Причем если раньше ребенок наблюдал за другими людьми с целью найти с ними что-то общее, то сейчас он противопоставляет себя им.

Задача родителей – помочь сформировать положительную самооценку, но в то же время адекватную. Именно сейчас наступила пора активных ролевых игр. Нужно учить детей самостоятельно придумывать интересный сюжет, распределять роли и поддерживать конструктивные отношения с участниками игрового процесса.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Значительное развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми происходит в этот период времени. Дети способны общаться на уровне взрослых. Если раньше все общение строилось вокруг происходящих в данный момент событий, например вокруг игрового процесса, то сейчас дети развивают способность к внеситуативному общению.

Например, они рассказывают о том, что с ними происходило в течении дня, рассказывают о своих предпочтениях или обсуждают поступки и качества других людей. Общение происходит отдельно от игры. Может получиться так, что дети просто разговаривают друг с другом и ничем в этот момент больше не занимаются. Проходит период обид и негативизма.

Наступает время дружелюбного отношения к окружающим и эмоциональной привязанности к ним. Сейчас дети умеют сочувствовать людям. На смену яркому соперничеству приходит желание помогать друзьям даже если это противоречит правилам игры. Интерес к другим проявляется также и в том, что дети сейчас не только рассказывают о себе и делятся своими историями, но начинают задавать вопросы, искренне интересуются тем, как у других идут дела, что им нравится и чем бы они хотели заняться. Ближе к шести годам появляется желание делиться и делать подарки.

Важно, чтобы родители поддерживали эти правильные инициативы и подавали детям в этом хороший пример.

Возрастные этапы становления социальной личности у ребенка проявляются в этом возрасте особенно интенсивно. В садике начинают появляться группы по интересам. Дети начинают по-разному относится к разным сверстникам, выделяя среди них тех, кто наиболее близок им по характеру. Часто происходят разногласия по поводу того, кто с кем дружит или водится. Если ребенка не приняли в ту кампанию, куда ему хотелось бы, он может очень переживать по этому поводу.

Родителям важно научиться это определять и помогать эмоционально переживать эту проблему. Именно сейчас наступила пора стать для ребенка тем, кому можно рассказать о своих переживаниях и получить сочувствие.

Конечно, каждый ребенок – это индивидуальная личность. И не все дети развиваются одинаково быстро и одинаково хорошо. Некоторые свойства личности могут начинать проявляться раньше, некоторые – позднее. Однако общее понимание какие этапы развития присущи ребенку, способствует тому, что родители могут правильно понимать происходящие изменения в поведении своего ребенка, лучше будут понимать его чувства и возможности. Это поможет своевременно и грамотно оказать необходимую помощь и поспособствует становлению здоровых взаимоотношений между родителями и детьми.

Диагностика кризиса 7 лет

8. Внимания в дошкольном возрасте .

Развитие Успешность освоения систематизированных знаний и овладение той или иной деятельностью зависят в значительной степени от уровня развития и индивидуальных особенностей внимания ребенка, поскольку внимание как обязательное условие обеспечивает успешность протекания каждого психического процесса.

В психологии существует точка зрения, согласно которой внимание не является особым, независимым процессом, а лишь выступает как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое образование, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, не сводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования этой точки зрения указывается на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование других психических процессов. Указывается, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм и, наконец, на доминанту, исследованную и описанную А.А.Ухтомским. Не вдаваясь в детальный анализ той и другой точек зрения, отметим, что психика человека имеет системный характер и выделение любого психического процесса в известной степени искусственно и представляет собой некоторую абстракцию. Учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания как психического процесса позволяет правильно организовать деятельность детей, создать благоприятные условия для их обучения и развития.

Внимание обычно понимают как произвольную или непроизвольную направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь. Оно не только создает наилучшие условия для психической деятельности как взрослого, так и ребенка, но и помогает своевременного реагировать на различные изменения в окружающей среде и в самом себе.

В зависимости от выраженности целевой направленности и уровня необходимых волевых усилий различают непроизвольное и произвольное внимание.

Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения и отсутствием усилий для его сохранения. Непроизвольное внимание вызывают два ряда причин: объективные особенности окружающих предметов (их яркость, необычность, новизна, контрастность) и субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение ребенка к окружающему (актуальные потребности и интересы, прошлый опыт).Возникновение и характер направленности непроизвольного внимания зависят также от структуры деятельности. Так, установлено, что внимание привлекается целью деятельности и в меньшей степени способами ее осуществления.

Непроизвольное внимание проявляется довольно рано, в первые месяцы жизни, и активно развивается на протяжении всего детства. В старшем дошкольном возрасте непроизвольное внимание достигает достаточно высокого уровня развития и значительно отличается от внимания детей более младшего возраста. Оно становится более устойчивым. Если младшие дошкольники в одну игру могут играть 30-50 минут, то к концу дошкольного возраста продолжительность игры возрастает до 1,5-2 часов, количество отвлечений при этом значительно снижается (приблизительно в 2-3 раза). Возрастает устойчивость внимания при рассматривании детьми картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза, дети 6-7 лет лучше осознают картинку, чем младшие дошкольники, выделяют в ней больше интересных для себя сторон и деталей, сама деятельность обследования незнакомого объекта приобретет более планомерный и организованный характер.

В организации детского внимания все большее значение начинают приобретать факторы субъективного (внутреннего) характера: познавательные потребности и интересы, знания и опыт. К старшему дошкольному возрасту значительно расширяется сфера интересов ребенка, поэтому круг предметов и явлений, которые могут привлечь его внимание, также становится шире. Проявляются индивидуальные особенности внимания, оно становится более избирательным. Ребенок 6-7 лет может обратить внимание на предмет, не обладающий яркостью, необычностью и новизной, а лишь в силу того, что он так или иначе связан с его опытом и позволяет расширить знания в какой-то интересующей ребенка области. Не только непосредственные интересы, но и сложившаяся к этому возрасту определенная система знаний и представлений являются факторами, вызывающими внимание ребенка к тем или иным объектам окружающей действительности. Известно, с каким вниманием ребенок седьмого года жизни, научившись складывать из букв слова, читает все надписи, которые попадаются ему на глаза.

К этому возрасту происходят изменения в структуре детской деятельности, ребенок учится принимать и самостоятельно ставить доступные ему цели. Все, что связано с целью деятельности дошкольника, вызывает и надолго удерживает его внимание. Сама деятельность становится более устойчивой. Так, например, одна и та же игра может продолжаться в течение нескольких дней; не закончив постройку, ребенок возвращается к ней и завершает начатое на следующий день. К семи годам заметно возрастает устойчивость внимания к интеллектуальной деятельности. Дети увлеченно и сосредоточенно занимаются играми - головоломками, загадками, решением простых арифметических задач, заучиванием букв и т.д.

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание возникает в ситуации, когда для достижения сознательно поставленной (самим ребенком или взрослым) цели необходимы определенные волевые усилия. Развитие произвольного внимания - одно из важнейших новообразований психики дошкольника. Дети начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на предметы и явления и удерживать в течение некоторого времени. В результате этого изменяется характер психической деятельности ребенка, она начинает становиться произвольной.

Непроизвольное и произвольное внимание в детской деятельности тесно взаимосвязаны. Так, например, показ картинки или нового предмета на занятии вызывает у детей непроизвольное внимание, на основе которого, с принятием задачи (составить рассказ по картинке, назвать свойства предмета), начинает действовать внимание произвольное. Принимая задачу, ребенок прикладывает определенные усилия, чтобы ее выполнить правильно. Постепенно, в процессе деятельности, необходимость в волевых усилиях может отпасть, задание само по себе становится интересным ребенку, появляется послепроизвольное внимание. Последнее отличается от непроизвольного внимания тем, что сознательная цель, требующая сосредоточенности, остается, а волевых усилий для поддержания необходимого уровня интенсивности деятельности уже не требуется.

В то же время следует отметить существенные отличия между этими видами внимания. Непроизвольное внимание основано на врожденном ориентировочном рефлексе, по своей природе имеет биологический характер. Это одна из форм приспособления индивида к окружающей среде, которая проявляется уже в младенческом возрасте. Непроизвольное внимание свойственно не только человеку, но и животным. В отличие от него произвольное внимание - чисто человеческое свойство психики, по своей природе социально, формируется у ребенка под влиянием взрослого в процессе общения и целенаправленного обучения.

Впервые на социальные корни и опосредованный характер высших форм внимания указал Л.С.Выготский (3). Он обнаружил, что на ранних этапах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми - взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него жестом или обозначая символом, второй отвечает на этот сигнал, фиксируя взглядом названный предмет или схватывая его рукой. Указание на предмет жестом или словом организует внимание ребенка, меняя его направление. Таким образом данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Когда у ребенка развивается собственная речь, он может сам назвать предмет и произвольно выделить его из остальной среды. Функция анализа среды, которая раньше была разделена между взрослым и ребенком, становится теперь для малыша внутренней и выполняется им самостоятельно. Развитие произвольного внимания у детей вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставит перед ним взрослый, а затем и тех, которые ставятся детьми самостоятельно.

Таким образом, истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что непроизвольное внимание не является начальной ступенью и не перерастает само по себе в произвольное. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые при помощи определенных средств (жеста, слова) направляют и организуют детское внимание, впоследствии ребенок учится самостоятельно употреблять эти средства для управления своим вниманием. По мере развития планирующей функции речи ребенок становится способным заранее организовать внимание в предстоящей деятельности, словесно обозначив последовательность действий и параметры ожидаемого результата.

Значение словесной самоинструкции для организации внимания было показано в работе Г.В. Петуховой (9). В эксперименте детям дошкольного возраста предлагали из десяти карточек с изображениями животных отобрать те, на которых было хотя бы одно из указанных изображений (например, курицы или лошади), при этом нельзя было брать карточки с запрещенными изображениями (например, медведя). Пpедлагалось отбирать карточки несколько раз подряд. Вначале детям не давали никаких указаний относительно способа действия. В этих условиях дошкольники с трудом выполняли задание, часто ошибались. Качество выполнения задания значительно улучшилось, когда им предлагали повторить вслух инструкцию ("После внимательного рассматривания изображений на карточках вспомни и скажи, какие карточки можно брать, а какие - нельзя."). Начиная со старшего дошкольного возраста, после пpоговаpивания инструкции дети давали правильные решения, даже если в последующие задания вводили новых животных. Они активно использовали речь для организации своего внимания в процессе отбора карточек.

Использование речи для организации собственного внимания в различных видах деятельности у старших дошкольников значительно возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задание по инструкции взрослого, дети этого возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники.

Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста является основой формирования нового типа регуляции деятельности: ребенок начинает овладевать своей деятельностью, она становится произвольной. Стаpший дошкольник уже может удерживать внимание на задаче и способах ее достижения, анализировать полученный результат и оценивать его (в доступных ему видах деятельности). Важным новообразованием этого возраста является формирование элементарных действий самоконтроля.

Г.Я.Гальперин рассматривал произвольное внимание как внутреннее (умственное), сокращенное действие контроля. Он отмечал, что "не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль" (6. С.91). Процесс контроля, выполняемый как развернутое предметное (внешнее) действие, еще не является вниманием, наоборот, оно само по себе требует внимания. Только тогда, когда действие контроля превращается в умственное и сокращенное, только тогда оно становится вниманием, понимаемым как специфический психический процесс. Внимание произвольное есть внимание планомерное. Это - контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов их применения. Наличие такого плана, критериев и способов действия позволяет вести контроль, а вместе с тем и направлять внимание на то, на что мы хотим его направить, а не на то, что "само бросается в глаза" (в случае непроизвольного внимания). Такое планомерное действие по своему происхождению и природе является общественным и предполагает участие речи в его организации. Как всякое действие, приобретаемое по общественному образцу, оно сначала выступает и осваивается в своей внешней форме (на этой стадии еще не являясь вниманием) и лишь затем,(в речевой форме) переходит в умственный план, затем, развернутое пpоговаpивание действия "пpо себя" сокращается и пpиобpетает фоpму мысли о действии, становится собственно произвольным вниманием.

Благодаря своей объективно-общественной организации и поэтапному усвоению, такое действие не зависит ни от непосредственно привлекательных свойств объекта (яркости, необычности, новизны), ни от состояний самого человека (желаний и переживаний) - оно произвольно в собственном смысле этого слова.

Такое понимание психологической сущности процесса произвольного внимания позволяет говорить о том, что вниманию, как всякой другой психической деятельности, нужно обучать. При этом начинать следует не с внимания, а с организации контроля как определенного внешнего действия, которое лишь потом будет преобразовано в акт произвольного внимания. Чтобы сформировать у ребенка внимание к тому или иному действию, необходимо наряду с объяснением этого действия дать задание проверять его, указав для этого критерии, приемы и последовательность контроля. Все это сначала нужно давать внешне, в материальной форме, используя схемы, модели, различный наглядный материал (фишки, метки и т.п.). На следующем этапе это действие проговаривается ребенком в форме "громкой речи", затем "про себя". В умственном плане, в процессе неоднократного повторения требуемого действия, действие контроля обобщается, сокращается и автоматизируется и превращается, тем самым, в акт внимания, обеспечивающий выполнение нужного задания.

Формированию действий самоконтроля, сначала внешнего, а затем внутреннего, в форме произвольного внимания, способствуют игры, которые условно можно назвать "Контролер". В этих играх ребенку необходимо сначала запомнить ряд требований и правил, а затем, ориентируясь на них, выполнить контрольно-проверочные действия. Для этих же целей могут использоваться игровые задания, пpедполагающие поиск отличий и ошибок в двух и более изображениях, а также задания, в которых необходимо отыскать на картинке фрагмент изображения, представленный отдельно, игры "Составь картинку", "Составь разбитое блюдо","Составь из осколков вазу" и дp. На основе метода поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (5, 6), эти и другие игровые задания, в сочетании с целенаправленным обучением действию самоконтроля на занятиях, позволяют сформировать у детей седьмого года жизни уровень произвольного внимания, необходимый для начала обучения в школе.

Развитие произвольного внимания позволяет старшим дошкольникам овладевать новым для них видом деятельности (учебной) и усваивать систематизированные, обобщенные знания. Получивший необходимую подготовку ребенок этого возраста может удерживать внимание на задаче и способах ее достижения, видеть и исправлять ошибки, сопоставлять полученный результат с тем, что нужно получить, оценивать свою деятельность. Произвольность регуляции деятельности - один из важнейших компонентов психологической структуры готовности к учению, условие успешного обучения в школе. По данным нашего исследования выявлены значимые различия в уровнях развития произвольного внимания у "успешных" и "неуспешных" учащихся как в начале, так и в конце первого года обучения.

Говоря о формировании произвольного уровня регуляции деятельности, следует помнить, что такие возможности у детей старшего дошкольного возраста еще очень ограничены. В условиях новой, непривычной для ребенка деятельности он может управлять своими действиями (проявлять произвольное внимание) лишь в пределах определенной частной задачи, при условии, что действия ему знакомы и хорошо усвоены. Чем непривычнее, а, следовательно, и труднее для ребенка деятельность, тем сложнее ему сосредоточиться на ее выполнении, тем большее участие в управлении и выполнении этой деятельности требуется со стороны педагога. Пpи этом важно, чтобы pебенок умел внимательно слушать и пpавильно выполнять инстpукции взpослого.

В проведенном нами исследовании изучалась способность детей выполнять задания по пошаговой инструкции взрослого с помощью методики "Графический диктант". После тренировочной серии, в которой детям объясняли, как они должны выполнять задание и давали возможность попробовать, были даны два задания, отличающиеся степенью сложности: предлагалось нарисовать узор по инструкции экспериментатора. На клетчатом листке бумаги детям нужно было в соответствии с инструкцией проводить линии на определенное количество клеточек и в определенном направлении. Инструкция давалась пошагово, например: "одна клеточка вверх, одна клеточка направо, две клеточки вверх, одна клеточка направо, две клеточки вниз и т.д." Узор состоял из простых повторяющихся фигур. Начав диктовать, через некоторое время экспериментатор говорил: "А теперь продолжите этот узор до конца строчки самостоятельно." Результаты эксперимента позволили установить возможности детей произвольно управлять своими действиями по инструкции взрослого и выполнять эти действия самостоятельно, т.е. используя самоконтроль.

Для детей средней группы (4-5 лет) это задание оказалось очень трудным, они с ним не справились. В старшей группе (5-6 лет) некоторые дети могли рисовать узор по инструкции взрослого, но при самостоятельном его выполнении испытывали значительные трудности: либо допускали большое количество ошибок, либо чертили совершенно другие, более простые фигуры, либо отказывались выполнять задание. В подготовительной группе (6-7 лет) 20% детей правильно выполнили обе части задания: без ошибок начертили узор и по инструкции и самостоятельно; 30% детей - правильно и без ошибок выполнили задание по инструкции взрослого, но при самостоятельном его завершении допустили незначительные ошибки; 30% детей - допустили ошибки в обеих частях задания, при этом в той части, где они работали по инструкции взрослого, ошибок было меньше; 20% детей с заданием не справились. В целом по группе результаты первой части задания (выполнение узора по инструкции взрослого) превышают результаты второй части (самостоятельное выполнение задания).

Результаты проводимых исследований говорят о том, что у детей 6-7 лет произвольное внимание достигает более высокого уровня развития, чем у детей младшего возраста. В то же время установлены значительные индивидуальные различия в развитии этого психического качества у детей старшего дошкольного возраста. Дети с низким уровнем произвольного внимания, поступая в школу, испытывают значительные трудности в усвоении знаний и чаще всего попадают в категорию слабоуспевающих учащихся.

Как показало другое наше исследование, проведенное в первом классе общеобразовательной школы, произвольное внимание активно развивается в процессе систематического обучения. К концу учебного года полностью справились с заданиями "Графического диктанта" 40% учащихся, не справились с ними 15% детей. При этом 65% учащихся первого класса не допустили ошибок при выполнении задания по инструкции взрослого. Заметим, что наше исследование было проведено в классе "шестилеток", т.е. испытуемыми были дети 6-7 лет. Следовательно, можно сделать вывод о том, что уровень развития произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте определяется не столько возрастными особенностями детей, сколько характером их деятельности, в частности, организацией обучения.

Проявления основных свойств внимания (объема, устойчивости, переключения и распределения) в старшем дошкольном возрасте очень индивидуальны и зависят от целого ряда факторов: характера деятельности, эмоциональных состояний и свойств личности ребенка, уровня развития других психических процессов, особенностей нервной системы и состояния здоровья.

Устойчивость внимания (длительность сохранения интенсивного внимания) значительно увеличивается от младшего дошкольного возраста к старшему. А.А.Люблинская отмечала, что старшие дошкольники не только более длительное время могут заниматься малоинтересной для них работой по указанию взрослых, но и меньше делают отвлечений от нее. Следует помнить, что в 6-7- летнем возрасте ведущим остается непроизвольное внимание. В игровой деятельности внимание старших дошкольников может быть устойчивым в течение полутора-двух часов, на занятиях - 10-15 минут. Это обусловлено тем, что учебная деятельность еще трудна для ребенка и вызывает быстрое утомление.

Для поддержания необходимого уровня внимания в течение всего занятия широко используются наглядные и практические методы обучения. При этом следует помнить, что яркие, броские детали и ненужные подробности (например, в рисунке), которые часто используют для того, чтобы вызвать интерес у детей, быстро утомляют их и отвлекают внимание от главного и существенного в материале, подлежащем усвоению. Хорошие результаты в обучении дошкольников дают игровые формы занятий. Но при этом, как отмечал К.Д. Ушинский, не следует превращать учение в игру, "...не все может быть занимательным в учении, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность."(11. С.252).

На проявление устойчивости внимания оказывают влияние возрастные и индивидуальные особенности высшей нервной деятельности детей. Так, известно, что в этом возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому после шумной эмоционально насыщенной игры детям трудно сосредоточиться на занятии. У детей, обладающих уравновешенностью нервных процессов, устойчивость внимания в 1,5 - 2 раза выше, чем у детей возбудимых (с неуравновешенными нервными процессами).

Устойчивость внимания дошкольника на занятиях зависит также и от их содержания. Слишком трудный, насыщенный материал быстро утомляет, слишком легкий - вызывает скуку и, следовательно, отвлечение внимания.

Распределение внимания во многом зависит от степени овладения теми видами деятельности или действий, которые требуется выполнить. Чем привычнее для ребенка действие, тем легче он совмещает его с выполнением другого действия. Круг навыков (действий, выполнение которых доведено до уровня автоматизма) в дошкольном возрасте еще очень ограничен, поэтому и возможности распределения внимания также невелики.

Возможности переключения внимания в значительной мере определяются возрастными и индивидуальными особенностями высшей неpвной деятельности ребенка, а также характером мотивации деятельности. Отмечается, что старшие дошкольники достаточно легко переключаются с игровой деятельности на занятия, при условии, что последние им интересны.

Объем внимания старших дошкольников больше чем у младших детей и составляет 3-4 единицы. Развивая мышление ребенка, в частности способность устанавливать связи между схожими объектами, объединяя их в группы, тем самым можно расширить поле его внимания. При этом происходит "укрупнение" объектов внимания.

И.В. Страхов (10), исследуя особенности внимания у учащихся начальной школы, выявил четыре состояния внимательности, которые, как показывает практика, могут наблюдаться и у детей подготовительной группы во время занятий.

1. Действительная внимательность выражается в готовности к выполнению заданий уже в начале занятия, в умственной активности и любознательности ребенка во время занятий, что выражается в вопросах к воспитателю, в поправках и дополнениях к ответам других детей. Признаками действительной внимательности являются рабочая поза и мимическая выразительность сосредоточения во время занятия.

2. Кажущаяся внимательность характеризуется несоответствием внешней формы внимания (ребенок сидит спокойно, не разговаривает с другими детьми, смотрит на воспитателя) рабочему состоянию ребенка. Внешне он кажется внимательным, но на вопросы ответить не может, не потому, что не знает, а потому, что не участвует в работе группы.

3. Кажущаяся невнимательность имеет место в том случае, когда внешние признаки внимания выражены слабо. Некоторые дети бывают пассивны, вялы, неинициативны на занятиях, но внутренне они могут быть сосредоточены, правильно отвечают на вопросы и выполняют задания. Другие дети, напротив, очень подвижны, часто меняют позу, разговаривают с другими детьми, выражают мысли вслух. Однако вопросы воспитателя их не застают врасплох, несмотря на чрезмерную двигательную активность, они работают вместе с группой.

4.Дети с действительной невнимательностью постоянно отвлекаются, двигательно расторможены, допускают большое количество ошибок либо не выполняют задание совсем.

Влияние индивидуальных особенностей внимания старших дошкольников (в частности, устойчивости и переключения) на качество выполнения однообразной деятельности было исследовано нами с помощью фигурных таблиц Пьерона-Рузера. В ходе эксперимента детям предлагали стандартный бланк, на котором в случайном порядке построчно были расположены четыре геометрические фигуры (квадрат, круг, ромб, треугольник). Детям предлагали ставить в каждой фигуре определенный знак (например, в квадрате крестик, в треугольнике - точку и т.д.). Выполнять задание следовало в определенном порядке: начинать с начала строчки и просматривать все фигуры до ее конца, затем переходить на начало другой строчки. Время выполнения задания - 5 минут. В зависимости от характера ошибок, допущенных при выполнении задания, можно выделить следующие четыре типа внимания у старших дошкольников:

Большое количество ошибок в начале работы свидетельствует о длительности периода "врабатывания", ребенку трудно сразу мобилизовать свое внимание, настроиться на работу;

Большое количество ошибок в конце - свидетельствует о повышенной утомляемости, истощаемости внимания;

Большое количество ошибок в середине задания показывает колебание внимания, его неустойчивость;

Небольшое количество ошибок (1-2) либо их отсутствие говорят о достаточном уровне развития произвольного внимания у ребенка.

Определение дошкольного возраста, значение дошкольного возраста для психического развития человека.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом - от 3 до 6 - 7 лет. В дошкольном возрасте выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3 - 4 года), средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Дошкольный период имеет большое значение для психического развития и становления личности взрослого человека.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности; возникает новый тип мотивации; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. В этот период развиваются новые личностные механизмы поведения. Именно в дошкольном детстве ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя позиция и стремление к соответствующей его потребностям и возможностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется тот или иной тип самооценки и соответствующее отношение к успеху и неудаче в деятельности.

Дошкольное детство - период активного развития и становления познавательной деятельности ребенка. Начиная с пятилетнего возраста, дети выделяют собственно познавательные задачи, к концу дошкольного возраста наблюдается явное предпочтение интеллектуальных занятий практическим. Разрозненные, конкретные, неосознанные впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысливание реальности, возникают зачатки мировоззрения.

Происходят значительные изменения в деятельности ребенка. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового (произвольного) уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы обобщенных знаний, составляющих основы наук. Иными словами, у него формируется психологическая готовность к учению в школе.

Старший дошкольный возраст - это особый период в психическом развитии, своеобразие которого не сводится к закономерностям смежных возрастов. Шести-семилетний ребенок еще не школьник, но уже и не дошкольник. Психологический смысл этого возрастного этапа заключается в переходе от дошкольного детства к школьному возрасту, однако до настоящего времени специфика переходного периода семи лет изучена недостаточно.

Существует большое количество статей и монографий, посвященных изучению психологии дошкольника и младшего школьника. Если ребенка 6-7 лет рассматривают как старшего дошкольника, то прежде всего обращают внимание на развитие тех психических особенностей, которые позволяют соотнести его с детьми среднего и младшего дошкольного возрастов. Если же изучают как будущего школьника, то исследуют зарождение психических образований, сближающих его с учащимися первых классов школы. Закономерности и специфика качественного скачка, связанного с переходом от дошкольного возраста к младшему школьному, остаются практически не исследованными.

Знание особенностей психического развития ребенка в старшем дошкольном возрасте необходимо для того, чтобы правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выбрать нужную тактику педагогического воздействия, обеспечить условия для развития личности каждого ребенка, подготовить к обучению в школе.