Открывая Россию. Валдай, Селигер, Волговерховье

with Комментариев нет

Самые интересные путешествия — спонтанные. Когда у тебя есть машина, навигатор и несколько быстрых на подъем друзей — эта смесь гарантирует отличное времяпрепровождение и захватывающие приключения.

Изначально мы планировали поехать на фестиваль воздушных шаров в Старую Руссу. Но погода внесла коррективы в наши планы, и менее чем за сутки мы решили поехать на Валдай. Рюкзаки собраны, навигатор настроен, забронирован дом, и вот мы уже несемся по М-10 навстречу рассвету.

Первой точкой нашего маршрута был Иверский мужской монастырь. Он основан в середине XVII столетия Святейшем Патриархом Никоном и располагается на острове Сельвицкий на Валдайском озере. Лично я не поклонник архитектурных достопримечательностей, но здесь имело место идеальное сочетание природных красот и строений, созданных человеком. У монастыря небольшая территория, но на ней компактно располагается храм, стена с башнями, колокольня, корпуса и несколько ворот с надвратными церквями.

IMG_4817 IMG_4849 IMG_4860 IMG_4900

Вдоволь побегав по острову под моросящим дождем и погревшись в храме, мы выдвинулись в деревню Полново. По дороге решено было заехать «в гости» к озеру Ужин (ударение на второй слог) и набрать воды с микродобавками серебра  из источника «Текунок». Название озера происходит от слова «узкий», а сам водоем больше напоминает речку. Так как весь день нас сопровождал дождь, то достаточно осмотреться здесь не получилось. Но единственное место, ради которого мы вылезли из теплого салона авто — это Церковь Троицы Живоначальной. Когда-то это место было украшением деревни, а церковь — самой высокой на Валдае. Сейчас трехъярусная колокольня и массивный храм с двумя приходами находятся в упадническом состоянии.

IMG_4936 IMG_4955 IMG_4958 IMG_4968 IMG_5005 IMG_5026

Проехав Демянск, мы остановились у одного из многочисленных мемориалов памяти погибшим при исполнении Демянской наступательной операции в 1942 году. Комплекс расположен у дороги, проехать его сложно. Тишину этого места разбавляют только изредка проезжающие машины и звуки щебетания птиц.

IMG_5047 IMG_5056

Наконец наша компания добралась до деревни Полново. Для ночлега мы арендовали дом у Администрации Национального Валдайского парка. Он приятно удивил комфортом, двумя печками и баней, электрической плитой и наличием посуды для приготовления сытного ужина.

После заселения мы отправились на покорение горы Ореховна — 288 метров над уровнем моря. Находится эта гора у деревни Ореховно, в 5 километрах от нашей деревни. С горы открывается чудесная панорама: на запад и север тянутся зеленые и темно-синие гребни Валдайской моренной гряды, на юге в 20 км разлился Селигер. Добравшись до вершины мы увидели огромный гранитный валун. Возможно он был принесен сюда ледником, двигавшимся со стороны Скандинавии. Вообще Валдайский парк имеет рельеф типично ледниковый: холмы, резко выделяющиеся на фоне глубоких понижений.
IMG_5175 IMG_5188 IMG_5193

Вернувшись в дом, девушки занялись готовкой, а я начал топить баню. Для удобства гостей тут же на территории есть огромная дровница. Так как  весь день мы ходили под дождем и промозглым ветром, то бонус в виде бани довольно быстро разморил всех, и уже в 11 вечера мы дружно пошли спать.

Следующий день начался с наполеоновских планов, которым суждено было сбыться.

С самого утра, боясь упустить ясную погоду, мы отправились на прогулку вдоль Селигера. В Полново — самом крупном населенном пункте на озере — есть причал. Конечно, как и большинство провинциальных поселений, инфраструктура страдает. Но жители стараются украсить свои дома резными ставнями, вырастить яркие цветы и по силам облагородить территорию.IMG_5214 IMG_5217 IMG_5218 IMG_5224 IMG_5261 IMG_5283 IMG_5352

Дальше наша дорога лежала к конечному пункту в путешествии, но внезапно мы увидели вдалеке разрушенную церковь и поехали в ее направлении.

Как мы узнали позже — это Церковь Преображения Господня в Сосницах. Построена она в конце XVIII века на средства прихожан. В 1930-х годах она перестала действовать и была заброшена. Перед храмом стоят «новые» купола. Судя по информации, стоят они как минимум с 2009 года, а может и раньше.

Заброшенные храмы и церкви, которые встречались нам по пути, являются прекрасным маркером, свидетельствующим о былом величии того или иного поселка области, ибо только в процветающем селе могли отгрохать целый собор, который на данный момент, к сожалению, представляет собой унылое, но тоже интересное по-своему зрелище.

IMG_5379 IMG_5386 IMG_5425 IMG_5433 IMG_5452 IMG_5458

Перед любой поездкой мы обязательно собираем материал, печатаем карты, читаем информацию. Ульяна отметила координаты истока родной астраханской реки, да и нам было интересно побывать в точке рождения крупнейшей европейской водяной артерии. Планы чуть было не изменили старые добрые стиральные доски грунтовые дороги, видавшие на своем веку копыта коней первых поселенцев, колеса телег крестьян, гусеницы военной техники, и теперь с вековой невозмутимостью перетряхивающие своим рельефом подвеску старого немецкого хэтчбека. Пару раз я почти срывался и пытался повернуть обратно, но включив режим пофигизма отстраненности, магнитолу погромче и разогнав машину  до 70-80 км/ч по грейдеру (за что в последствии поплатился, но это уже другая история) довольно быстро приехал к жемчужине нашего путешествия — деревне Волговерховье. Именно в этом населенном пункте начинает свой путь из лесного болотца великая русская река Волга, о чем красочно свидетельствует установленный памятный камень и прочие указатели.

IMG_5486 IMG_5496 IMG_5502 IMG_5532 IMG_5547 IMG_5557 IMG_5560 IMG_5570 IMG_5591 IMG_5593 IMG_5601 IMG_5620 IMG_5623 IMG_5636

IMG_5611 IMG_5676

С этой поездки мы привезли домой найденную на берегу Селигера окаменелость, пополнившую коллекцию в нашем домашнем аквариуме (после приобретения черепахи завели традицию собирать камни из мест, где бываем).

Особенно хочется отметить названия населенных пунктов. Окороки, Горшок, Висючий Бор, Сучки — земля русская богата на фантазию и неплохо применила ее в Новгородской и Псковской областях.

IMG_5291По итогам поездки мы намотали 1050 км, из них 200 км — по грунтовке, потратили 80 литров бензина, 3 литра кофе  и гигабайты на картах памяти. Открыли для себя еще одну бесценную частичку России.