Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области

Методическая разработка

непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Тема: «Космическая поисковая операция»

Учитель - логопед 1 квалификационной категории

р.п. Духовницкое

2016 год

Содержание:

Аннотация………………………………………………………………3

Введение ……………………………………………………………3 - 4 Основная часть ……………………………………………………4 - 16 Заключение……………………………………………………………16 Список литературы…………………………………………………...15

Аннотация

Подгрупповое логопедическое занятие «Космическая поисковая операция» составлено учителем – логопедом Колесовой Т.В. для детей подготовительной к школе группы с ОНР (общим недоразвитием речи) и направлено на уточнение и активизацию словарного запаса детей по теме «Космос». А также на совершенствование грамматического строя речи и навыка слогового анализа слова, на расширение знаний о космосе. Способствует совершенствованию связной речи. Конспект составлен в соответствии с ФГОС. Он охватывает образовательные области: познавательно - речевую и коммуникативно-личностную. Интеграция видов деятельности в НОД: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая. Вид занятия: путешествие. Данная разработка содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи в соответствии с темой. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Речевой материал, используемые в ходе занятия, способствуют развитию у детей слухового внимания, фонетического слуха и восприятия, закреплению звуков в речи. Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у детей. Конспект адресован учителям-логопедам ДОУ.

Введение

Людей всегда привлекала и привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит фантазию. Дети не исключение. Поэтому является необходимым сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, систематизировать полученные знания, и применить их в различных видах детской деятельности.

Цель : Обобщить и уточнить знания детей по лексической теме «Космос».
Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

1.Уточнять, активизировать словарь по теме «Космос».

2.Упражнять в образовании родственных слов, в согласовании сущ. с числительными.

3.Упражнять в четком произношении звуков в речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

    Развивать мышление, внимание, память.

    Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

    Развивать четкость дикции.

Коррекционно-воспитательные задачи:

    Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

    Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Оборудование:

Мешочки с крупами, маленькие мячи (кометы), презентация, картинка с изображением космических кораблей, домик - ширма (почта), медали из картона, счетные палочки.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций о космосе, выкладывание ракеты из счетных палочек, беседы о космосе, просмотр советского широкоэкранного мультипликационного фильма, созданного в «Мурзилка на спутнике», посвящённый советской исторической теме освоения космического пространства.

Основная часть.

Конспект предназначен для детей с общим недоразвитием речи. Важную роль в коррекционно-воспитательной работе является развитие игровой деятельности дошкольника, в процессе которой происходит общее развитие, формирование личности ребенка, а также коррекция различных сторон познавательной деятельности.

Ход НОД

Мотивационно-организационный этап деятельности

Слайды № 1, 2, 3

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам в детский сад по электронной почте пришло письмо для дружных ребят, от Мурзилки. Вы дружные ребята? Тогда оно для вас. Давайте с вами прочитаем что нам Мурзилка написал.

(Логопед читает письмо на экране)

Встают полукругом. Отвечают на вопрос. Смотрят на экран. (Когда я летал на спутнике в космос делать свой репортаж, я потерял свой фотоаппарат, ребята, помогите мне пожалуйста его найти)

Организационно – побудительный этап деятельности

Логопед: Ребята, Мурзилка потерял свой фотоаппарат, а без него ему никак нельзя ведь он главный редактор газеты. Поможем ему его найти?

- Ребята, как вы думаете, где нужно искать фотоаппарат?

Для того чтобы полететь в Космос надо стать космонавтами.

Но сначала нам нужно подготовиться.

Слайд № 4

Логоритмическая игра «Шьем скафандр»

Мы скафандры сшить решили.

Коробку с катушками тихо открыли.

Нитки и пяльцы достали мы с полки,

Вдели стальную нитку в иголку.

Иголкой ведем за стежочком стежок

Наш скафандр готов будет в срок!

В центре костюма яркий кружок

Я закрепляю последний стежок.

Я разминаю уставшие пальцы.

Я убираю старинные пяльцы.

Нитки с иголкой я положу,

Новый скафандр всем покажу!

Игра «Определи на ошупь»

Логопед: Ребята, нам в космосе нужно будет подкрепиться. У меня есть в мешочках крупа, но я забыла, где какая крупа. Определите на ощупь, какая крупа лежит в мешочках.

Что у тебя в мешочке? Какую кашу мы сварим из риса? (рисовую) и т.д.

Дети, а сейчас давайте подготовим к полету ракету.

Артикуляционная гимнастика.

почистим моторы ;

продуем турбины ;

проверим подготовку космонавтов.

Слайды № 5,6,7

Игра «Четвертый лишний»

Логопед: Ребята чтобы наш полет прошел успешно нам нужно избежать перегрузки и избавиться в ракете от лишнего. Давайте проверим и определим что лишнее.

Солнце, Луна, звезда, лампа;

Марс, Земля, ракета, Сатурн;

Ракета, спутник, луноход, самолет;

Слайд № 8

Теперь мы к полету готовы? В путь, ребята! Полетели! (Звучит космическая музыка)

Упражнение «Ракета»

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, потянись.

Вот летит ракета ввысь!

Слайд № 9

Упражнение «Сосчитай звезы»

Логопед: Ребята, мы пролетим с вами мимо многих звезд. Посмотрите, сейчас мы пролетаем мимо созвездия большая медведица. Давайте посчитаем, сколько звезд в этом созвездии: одна звезда, две звезды, три звезды, четыре звезды, пять звезд, шесть звезд, семь звезд.

Слайд № 10

Вот мы и приземлились. Как здесь холодно! Давайте согреться, пойдем по звездам и сделаем космическую разминку:

Космическая разминка.

Мы цепочкой друг за другом,

Взявшись за руки идем.

Повернувшись внутрь круга, Медленно кольцо замкнем.

Вот колечко, то есть круг,

Наши руки, приподнявшись

Лучиками стали вдруг.

Мы сомкнулись, повернулись

Раз! И солнцем обернулись.

Чтоб нас лучше разглядели,

Раз присели, два присели.

Слайд № 11

(Выходит инопланетянин под музыку)

Инопланетянин: Здравствуйте дети! Я инопланетянин, меня зовут Лем. А вы кто и откуда?

Логопед: Это ребята подготовительной группы, они расскажут о нашей планете.

Как называется наша планета?

Какой системе принадлежит Земля?

В какой галактике она находится?

Лем: Зачем пожаловали?

Логопед: Мы прилетели чтобы найти фотоаппарат Мурзилки.

Лем: Я его уже нашел. Я отдам вам фотоаппарат, но сначала вы со мной поиграйте.

Логопед: Поиграем ребята?

Слайл № 11

Игра «Загадки» .

Лем: Отгадайте загадки о космосе.

Логопед: Будьте внимательны, ребята.

1.Светит, сверкает, всех согревает.

2.Вокруг земли она летает

А вот зачем сама не знает.

3. В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост ее - полоска света,
А зовут объект…

3.Не месяц, не луна, не планета, не звезда,

По небу летает, самолеты обгоняет.

Лем: Молодцы.

Слайд № 12

Игра «Полет спутника»

- Чтобы спутник смог облететь землю, нужно сделать длинный выдох. Сделайте вдох носом и дуйте через рот, пока спутник делает полный круг вокруг земли.

Слайд № 13

Игра «Один - много» с «метеоритом».

Ребята, в космосе летает много метеоритов! Я научу вас от них защищаться. Встаньте в круг.

Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.

Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета.

Слайд № 14

Игра «Объяснялки»

Лем: а сейчас я буду называть несколько слов, а вы из них составьте одно сложное слово, которое обозначает космический объект: ходит по луне -

машина летящая к звездам -

звезда падает -

длинный хвост у каметы -

ходит по марсу -

человек который считает звезды -

Ребята, вы молодцы!

Слайд № 15

Игра «Слова родственники»

Лем: Ребята, посмотрите сколько звезд рассыпалось, помогите мне собрать их. Подбери родственное слово и подними одну звездочку.

Звезда:

Космос:

Луна:

Земля:

Марс:

Планета:

Солнце:

Лем: Молодцы. А сейчас давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

Слайд № 16

Пальчиковая гимнастика «Чудесная книга созвездий»

Открою секрет: если ночью не спится,

Я книги чудесной листаю страницы.

На первой странице блестит огромный сверкающий Кит.

А вот свои крылья развел прекрасный и гордый Орел.

Сияет лучами Корона,

Жираф догоняет Дракона,

Бегут за добычею Псы,

Качаются тихо Весы

И Лебедь прекрасный плывет,

И Лира счастье поет.

Спросите меня, где я это видал?

Отвечу: на небе ночном отыскал.

Слайд № 17

Игра: «Добавь словечко»

Лем: Ребята послушайте и найдите и добавьте нужные слова. Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:

Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
На земле есть хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая … .
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … .
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … .

Лем: Ну что ж ребята, мне пора лететь. Вот вам фотоаппарат. До свидания! (Отдает фотоаппарат и уходит)

Слайд № 18

Логопед: Ребята давайте свяжемся с землей и дадим знать о себе, расскажем, что мы видим вокруг.
Игра: «Послушай повтори»

та – та – та – в космосе темнота

да – да – да – яркая звезда

на – на – на – круглая луна

неты – неты – неты – разные планеты

чо – чо – чо – у солнца горячо

мета – мета – мета – длиннохвостая комета

ун – ун – ун – голубой «Нептун»

ля – ля – ля – круглая «Земля»

ра – ра – ра – возвращаться нам пора

Ребята мы с вами очень устали. Давайте будем парить в воздухе как космонавты.

Слайд № 19

Релаксация «Парим в воздухе»

Друга мы хорошего

В космосе нашли,

И друг хороший

Нам сильно помог.

Мы парим как ласточки,

В небесной темноте

Звездами любуемся

В тишине.

Дети соглашаются помочь Мурзилке.

Дети делают предположение в космосе.

Скользящие движения ладонью о ладонь.

Ладонь на ладони, открываем коробку

Поочередно растираем пальцы пр. руки

Колечко из двух пальцев

Поочередно растирать пальцы лев. руки

Хлопки

Поочередно на ладонях, рисуем пальцем круги

Потираем ладони

Сжимать и разжимать пальцы

Руки в замок

Ладонь к ладони, закрываем коробку

Хлопки

Артикуляционные упражнения: «Почистим зубки»,

«Маляр»,

«Вкусное варенье»;

«Фокус».

«Часики»,

«Качели».

Ответы детей:

лампа,

ракета,

самолет

Дети маршируют.

Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их.

Опускают руки.

Тянутся.

Бегут по кругу.

Считают.

Идут цепочкой, взявшись за руки,
правое плечо вперед.

Останавливаются, образуют круг,
взявшись за руки.

Прямые руки поднимают вверх.

Потянуться вверх на носочках.

Руки опустить, шаг вперед, поворот кругом .

Руки вверх – потянуться на носочках.

Руки вперед, приседают два раза.

Ответы детей:

«Земля»

«Солнечной системе»

«В галактике Млечный путь»

Да

Ответы детей:

Солнце

Луна

Камета

Спутник

дуют

Ответы детей:

звезды, космонавты, спутники, кометы, планеты.

Ответы детей:

луноход,

звездолет,

звездопад,

длиннохвостая,

марсоход,

звездочет.

Звездочка, звездный, звездолет, звездопад, звездочет, созвездие…

Космический, космодром, космонавт, космонавтика…

Луноход, лунатики, Лунтик, лунный…

Земной, подземный, земляник, землянка, земляника…

Марсиане, марсоход…

Инопланетный, инопланетянин, планетарий…

Солнышко, солнечный, солнцеворот

Глаза прикрыты ладонями, разводим руки в стороны

Складываем ладони вместе перед собой, затем раскрываем их «книжечкой»

Одна ладонь поверх другой, раскрываем – закрываем «пасть кита»

Ладони скрещены, большие пальцы сцеплены друг с другом, остальные разведены, «машем крыльями»

Ладони на себя, пальцы широко расставлены

Руки на столе, делаем волнообразные движения от себя

Ладони параллельно друг другу, большие пальцы вверх, отводим мизинцы - «открываем пасти псов»

Ладони вверх, попеременно поднимаем и опускаем чаши весов

Сгибаем руки в локтях, пальцы собираем в щепоть

На одной руке широко разводим пальцы а пальцами другой руки проводим по пальцам – струнам

Попеременно поглаживаем одной рукой другую

Разводим руки в стороны

Медведица

Медведица

Марс

Спасибо тебе, Лем. До свидания!

Под медленную музыку дети выполняют различные фигуры, имитируют полет в открытом космосе.

Рефлексивный этап деятельности

Логопед: нам пора возвращаться на Землю. А чтобы попасть домой мы должны составить из счетных палочек космические корабли.

Слайд № 20

Слайд № 21

Логопед: Вот мы и вернулись с вами в детский сад.

Сейчас мы посылкой отправим фотоаппарат Мурзилке.

Где мы сегодня побывали?

Что вам понравилось на занятии?

Чем мы сегодня занимались на занятии?

Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось трудным?

Все у нас сегодня получилось?

Слайды № 22 23

Логопед: Ребята, нам опять пришло по электронной почте письмо. Давайте посмотрим.

(Логопед читает письмо на зкране)

(Стук в дверь. Почтальон приносит посылку.

Логопед: ребята нам пришла посылка давайте посмотрим что в ней. Это медали для вас «Покорител космоса» (Логопед достает медали и награждает детей.)

На этом наше занятие окончено.

(Детям раздаются медали, звучит космическая музыка).

Дети выкладывают из счетных палочек космические корабли

Кладут в коробку и отправляют по почте посылку.

Отвечают на вопросы.

Смотрят на экран .

(Мурзилка: Ребята, спасибо вам за то, что вы такие умные, находчивые и смелые ребята и нашли в космосе мой фотоаппарат). На память и за помощь в поиске фотоаппарата каждого из вас хочу наградить медалью «Покоритель космоса» и отправляю их по почте. Спасибо вам ребята!

«Развиваемся, играя»

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного психологического развития.

Задачи:

Образовательные – активизировать познавательные психические процессы: зрительную память и восприятие, слуховое внимание, творческое воображение, наглядно-образное мышление;

Развивающие – развивать речь и фонематический слух, быстроту реакции, мелкую моторику рук;

Воспитательные – воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Оборудование и материалы: игрушка Утёнок, мольберт и карточки с фигурами, краски, разрезные картинки, бусинки и проволока.

Предварительная работа: игры и упражнения на развитие внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения и восприятия, тренинги поведения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, речевые игры на определение места звука в слове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия

«Развиваемся, играя» с детьми старшего дошкольного возраста

Карайван К.В., педагог - психолог

«Развиваемся, играя»

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного психологического развития.

Задачи:

Образовательные – активизировать познавательные психические процессы: зрительную память и восприятие, слуховое внимание, творческое воображение, наглядно-образное мышление;

Развивающие – развивать речь и фонематический слух, быстроту реакции, мелкую моторику рук;

Воспитательные – воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Оборудование и материалы: игрушка Утёнок, мольберт и карточки с фигурами, краски, разрезные картинки, бусинки и проволока.

Предварительная работа: игры и упражнения на развитие внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения и восприятия, тренинги поведения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, речевые игры на определение места звука в слове.

Ход занятия

Вводная часть

Цель. Создавать положительный эмоциональный настрой,способствовать мышечному раскрепощению.

Ритуал приветствия .

Дети в кругу здороваются. «Хорошее настроение». Психолог пожимает руку в кругу первому и передает хорошее настроение по кругу.

Психолог (выставляет игрушечного утенка). - К нам в гости пришел утенок, давайте с ним поздороваемся.

Здравствуй, утенок!

Он, кажется, плачет. Давайте спросим, что у него случилось.

Что с тобой, утенок?

Утенок (за него говорит психолог). Дело в том, что злая волшебница заколдовала меня, и я теперь ничего не помню: как меня зовут, где я живу, сколько мне лет, есть ли у меня друзья. Но волшебница сказала, что вы поможете мне, если выполните ее задания. Она сказала, что мне могут помочь дети из детского сада «Чебурашка».

Психолог . Поможем утенку? Давайте прочитаем письмо. Волшебница пишет: «Если вы выполните мое первое задание, утенок вспомнит, как его зовут». Попробуем выполнить задание? (Да).

Основная часть

Цель: Активизировать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, развивать речь, мелкую моторику рук.

Игровые упражнения .

1.«Запомни узор»

Цель: развивать зрительную память.

Материал: листы белой бумаги, карандаши.

Психолог рисует на листе бумаги ломаную линию, демонстрирует в течение 1 – 2 минут и предлагает детям запомнить его. Затем переворачивает лист бумаги. Дети воспроизводят узор по памяти. Постепенно узоры усложняются.

Проверка: 1. Ребенок сам проверяет правильность выполнения задания

2. Взаимопроверка

3. Психолог показывает: «У всех, ребята, получился такой рисунок?»

4. «Из каких фигур состоит наш узор? Сколько их?»

Утенок . Я вспомнил, меня зовут Кряка!

Психолог (читает письмо дальше). «Если вы выполните второе задание, утенок вспомнит, где он живет».

2.«Исправь ошибку»

Цель : развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Психолог читает стихотворение, намеренно изменяя слова. Дети называют правильные слова. Называют, чего не бывает.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами».

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Эй! Не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не миска (киска)!

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Теплая весна сейчас –

Виноград созрел у нас.

Утенок. Вспомнил: я живу в чудесном и красивом месте у острова Фантазий.

Двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться».

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (повороты туловища в стороны)

Чтобы стать еще умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова (вращение головой в стороны).

Раз – два –три – четыре - пять,

Ноги нам пора размять (приседания).

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте (ходьба на месте).

От разминки польза есть?

Что ж пора на место сесть. (дети садятся).

3.«Кляксы»

Цель : развивать воображение.

Материал : листы белой бумаги, кисточки, краски.

Ребята, возьмите краски, кисти и воду для рисования и поставьте на столы.

Психолог просит каждого ребенка взять на кисточку немного краски того цвета, который ему нравится. Затем предлагает стряхнуть с кисти на бумагу краску, сложить лист, вдвое и пригладить его. Далее дети разворачивают свои листы и рассказывают, на что или на кого похож получившийся рисунок.

Утенок. Ребята, мне столько же лет, сколько и вам, -шесть!

Психолог (читает письмо дальше). «Вы поможете утенку вспомнить его друзей, если соберете из разных частей их портреты».

4.«Разрезные картинки»

Цель : развивать мышление, восприятие.

Материал: разрезные картинки из 6-ти частей.

Раз – два! Делимся по два! Каждая пара получает конверт с разрезными картинками.

Дети составляют картинки. У них получаются портреты разных животных.

Называют полным предложением: У Утенка друг – зайчик.

Утенок . Это мои друзья: мишка, зайка и ежик.

Психолог (читает письмо дальше), «Если вы будете внимательны, Кряка вспомнит, что он любит».

5.«Будь внимателен»

Цель: развивать переключение внимания, быстроту реакции, расширение кругозора.

Звери – хлопок в ладоши (белка, лошадь, волк, лев, баран, еж)

Птицы – поднимаю руки вверх (грач, голубь, орел, синица, аист, снегирь)

Рыбы – приседают (карась, щука, сом, окунь, налим)

Утенок . Я вспомнил, что люблю конфеты и мороженое, и еще мне нравится заниматься спортом и играть. Но больше всего я люблю украшения!

Психолог (шепотом). Давайте сделаем бусы и подарим их Кряке. Я думаю, он будет очень рад.

6.«Бусы для утенка»

Цель: развивать мелкую моторику рук

Материал: бусины, проволока.

Каждый ребенок собирает бусы и одевает их Утенку на шею, произносит своё пожелание. «Кряка, эти бусы я хочу тебе подарить, чтобы ты всегда помнил о нас – твоих друзьях».

Дети нанизывают бусины на проволоку и надевают бусы на игрушку.

Утенок. Спасибо большое за помощь и за подарки! Мне пора домой к озеру Фантазий. До новых встреч.

Психолог убирает игрушку.

Заключительная часть

Цель: учить анализировать полученный опыт, поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Рефлексия. Дети называют имя нового друга, с которым познакомились на занятии, и рассказывают, как удалось его расколдовать.

Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Дети встают вкруг, протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, представляя себя теплым солнечным лучиком.

Молодцы, ребята. На этом занятие окончено. До свидания.

Самоанализ коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя»

Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей, имеющих трудности в познавательном развитии: недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции, внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая отвлекаемость и повышенная утомляемость.

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного развития.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

- активизировать познавательные психические процессы: зрительная память и восприятие, внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение;

Развивающие:

Развивать быстроту реакции и мелкую моторику рук ребенка;

Развивать речь и фонематический слух;

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. Старалась подходить к работе творчески, подбирая задания, требующие от детей умения мыслить.

В начале занятия как организационный момент использовала ритуал начала занятия «Хорошее настроение», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой. Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – появление игрушечного героя Утенка.

Упражнение «Запомни узор» способствовало развитию у детей зрительной памяти и зрительного внимания, умения правильно оценить свою работу, работу друга.

Выполнение следующего задания «Исправь ошибку» способствовало развитию слухового внимания и фонематического слуха.

Для развития речи и в качестве смены вида деятельности была проведена двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться». Подвижная игра «Земля – воздух – вода» также способствовала оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции, расширению кругозора.

Упражнение «Кляксы» способствовало у детей развитию воображения, снятию скованности и эмоционального напряжения.

Использовала приём социо-игровой технологии: в упражнении «Разрезные картинки» дети делились на пары, показывая своё умение работать в микрогруппах. Данное упражнение было направлено на развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.

В качестве продуктивной деятельности дети приготовили своему другу Утенку подарок – бусы. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук.

В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, с кем они сегодня подружились и как помогли своему новому другу.

В качестве ритуал окончания занятия использовала ритуал «Солнечные лучики», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.

На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.


, Коррекционная педагогика

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование познавательной активности.

Задачи:

  • развивать произвольное внимание, воображение.
  • развивать зрительное и слуховое восприятие.
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на невербальном уровне.
  • развивать зрительную память.
  • обучать приемам расслабления, снятие психомышечного напряжения.
  • развивать умение определять свое настроение
  • развивать чувство единства, сплоченности группы.
  • создать положительный эмоциональный фон.

Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, игрушка Мышонок.

Ход занятия

1. приветствие. Упражнение "Здороваемся ладошкой".

Здравствуйте ребята, я рада встречи с вами, и для начала мне очень хочется с Вами поздороваться. Я предлагаю вам поздороваться необычным способом - ладошкой (дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу).

2. упражнение "Ласковое слово".

Появляется мягкая игрушка - Мышонок. Дети говорят игрушке и друг другу ласковые слова.

3. упражнение "Цвет моего настроения".

Давайте представим, что на нас сейчас надеты майки, цвет которых является цветом нашего настроения. Мы будем называть свое имя и цвет своей волшебной майки.

4. упражнение "Последовательные картинки". Слайд №2.

Вы, конечно, знаете русскую народную сказку теремок. Посмотрите на доску перед вами картинки к этой сказке. Правильно ли они расставлены? Давайте вспомним сказку и расставим картинки в правильном порядке.

5. упражнение "Теремки". Слайд № 3.

Давайте немного изменим окончание сказки. Представьте, что вы решили помочь животным - построить для каждого из них отдельный теремок. Сколько же домиков нужно построить? Назовите героев сказки и сосчитайте их. Правильно шесть. Стали наши герои ссориться, спорить, кому в какой домик поселиться. Поможем им?

6. игра "Муха". Слайд №4.

Стали животные жить отдельно, но скоро заскучали друг без друга. Они решили собираться вместе, чтобы играть, загадывать друг другу загадки, решать интересные задачки. Лисичка предложила поиграть своим друзьям в игру "муха". Поиграем вместе с ними? Итак, лисичка говорит, в какую сторону и сколько клеточек муха переползает, а вы назовите цвет клетки, в которой оказалась муха.

7. упражнение на расслабление "Солнышко и тучка", "Загораем".

Предлагаю пригласить героев сказки к нам в гости и вместе с ними немного отдохнуть.

Солнышко зашло за тучку, стало прохладно, сжались в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко, расслабились, разморозило нас оно. (Повторяется 2-3 раза)

Представьте, что мы загораем на солнышке, закройте глаза. Подбородок загорает, подставим его к солнышку, разжать губы и зубы. Летит жучок, собирается залететь в рот - крепко закрыли рот. Жучок улетел - открыли рот, выдохнули. Нос загорает - подставим свои носики к солнышку. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть - сморщили нос, поднимите верхнюю губу кверху, рот полуоткрыт. Бабочка улетела - расслабим нос. Снова прилетела бабочка, покачаем ее на качелях, поднимаем брови вверх, опускаем вниз. Бабочка улетела, а мы совсем расслабились, спать хочется. Устройтесь, так как вам удобно и отдохните (релаксационная музыка ).

Отдохнули, набрались сил и продолжим наше занятие.

8. упражнение "У кого больше?". Слайд №5.

Мышка просит определить, чего она собрала больше орехов или желудей? Считать животные не умеют как им быть? Правильно можно рядом с каждым орехом положить желудь, а потом посмотреть, что останется. Мы ответим мышке чего больше.

9. игра "Четвертый лишний". Слайд № 6, 7.

Готовы ли вы выполнить задание, которые предложили волк и медведь. Рассмотрите картинки, назовите животных, которые изображены. Кто лишний? Почему так решили?

10. упражнение "Выбери дорожку". Слайд № 8.

Лягушка предлагает найти дорожку, по которой ей нужно пойти, чтобы оказаться на болоте.

11. игра " Пара картинок". Слайд № 9, 10, 11, 12.

Зайчик предлагает поиграть с картинками. Посмотрите, рядом с картинкой нарисован значок-фигурка. Запомните, пожалуйста, какой значок нарисован с картинкой. Зайчик вам покажет значок, вы вспомните, и назовите картинку.

12. Обратная связь. Ритуал прощания. "Ладошки".

Взрослый на свою ладонь приглашает положить ладони детей, каждый следующий участник кладет свою ладонь на ладонь предыдущего. Когда ладони участников собраны хором говорят: "До свидания!"

Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике;

Помогать детям преодолевать замкнутость;

Развивать эмоциональную, когнитивную сферу и мелкую моторику руки;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: смайлики с разным настроением; фото людей, на лице которых различные эмоции; сказочные герои; мультфильм «Крошка Енот»; мандалы для раскрашивания, бумага, краски, фломастеры, карандаши, губки.

Ход коррекционно-развивающего занятия психолога в детском саду

(Психолог приветствует детей, сообщает им, что сегодня они отправятся к королеве Эмоции на праздник Радости.)

Доброе утро, дорогие дети!

Все ли в порядке у нас в группе?

Вы вокруг оглянитесь,

Друг другу улыбнитесь.

Чтобы никто не унывал,

Со всеми радовался и играл!

Психолог. Какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей.)

Нас пригласила королева Эмоция на праздник Радости.

Упражнение «Выбери эмоцию на праздник»

Цель: способствовать снижению эмоционального напряжения; учить детей проявлять свои эмоции и чувства .

Психолог. Каждому нужно свою фотографию поместить в уголок эмоций, выбирая, если ты веселый - к солнышку, печальный - к капелькам. занятия с детьми

Психолог. Отправляемся на праздник!

(Под музыку дети идут в гости к королеве Эмоции на праздник Радости. Психолог и дети здороваются с королевой.)

Психолог. Добрый день, королева, мы пришли к тебе на праздник Радости!

Королева Эмоция (плачет). Я не могу начинать праздник, потому что злой колдун оторвал все лепестки моего цветка настроения и заколдовал их.

Психолог. Не волнуйся, королева, наши дети умные, сообразительные, они смогут расколдовать. (После выполнения заданий каждый лепесток прикрепляется)

Лепесток Печали.

Задание:

1. Узнать эмоцию (эмоция печали изображена песком на стекле).

2. Показать печаль (дети показывают).

3. Отыскать детей с печальным лицом (картинки с изображением детей с различными эмоциями).

4. Упражнение «Когда мне грустно, я...»

Варианты ответа:

Устраиваю с друзьями веселые игры;

Смотрю веселый фильм;

Слушаю веселую музыку.

Лепесток Злости.

Задание:

1. Узнать эмоцию (на песке изложена с помощью камешков)

2. Показать злость (дети показывают)

3. Найти сказочных героев, с такой эмоцией;

class="eliadunit">

4. Упражнение «Способы борьбы со злостью» (ответы детей):

Сделать несколько глубоких вдохов;

Порвать газету или помять пластилин, сказав при этом: «Беги, гнев, беги!»;

Выполнить несколько физических упражнений;

Бить по подушке, представляя себе человека, который тебя обидел;

Топать ногами по полу;

Обхватить ладонями локти и сильно прижать к груди

Стать в позу устойчивого солдатика: встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить вдоль тела. Постоять так несколько секунд, а затем поменять ногу;

Надуть воздушный шарик;

Покидать мяч о стену.

Лепесток Страха

Задание:

1. Просмотр мультфильма «Крошка Енот»

После этого психолог спрашивает детей, что помогло еноту побороть свой страх, что смешного было в его страхе, предлагает им нарисовать лицо Енота, когда он испугался и когда он подружился со своим страхом.

2.Покажи эмоцию (дети показывают)

3. Способы преодоления страха (ответы детей):

Страх-страх-страшилка,

Вон, вон катись:

В смех-смех-смешинку

Превратись.

Лепесток Удивления.

Задание:

1. Рисование с помощью свечи (изображение эмоции появляется после нанесения краски)

2. Показать эмоцию (дети показывают).

Лепесток Радости.

Задание:

1. Рисование мандалы (предлагаю детям проверить силу волшебного круга, разрисовать его различными цветами, которыми им хочется)

2. Показать эмоцию (дети показывают)

3. Игра «Если весело живется, делай так...»

Психолог. Дети, Королева Эмоций приглашает вас поиграть в очень веселую и подвижную игру «Если весело живется, делай так...»

Если весело живется, делай так - хлоп-хлоп (дети хлопают в ладоши)!

Если весело живется, делай так - топ-топ (дети шагают на месте)!

Если весело живется, каждый другу улыбнется (дети поворачиваются и улыбаются)!

Если весело живется, делай так - прыг-скок (дети прыгают на месте)!

Рефлексия.

Психолог. А сейчас мы возьмемся за руки и каждый расскажет, что ему понравилось, запомнилось, что было интересным в гостях у королевы Эмоции.

Изменилось ли у Вас настроение?

Если изменилось, переставьте свою фотографию.

Прощание.

Лариса Ильченко

«Коррекционно – развивающее занятие »

Тема : «Игры с мячиками »

Цель : Коррекция недостатков зрительно – двигательной координации

посредством различных видов деятельности с

нестандартными предметами и материалами.

Задачи :

Коррекционно – образовательные :

Формирование познавательной активности, оказывать влияние на развитие речи посредством пальчиковых игр и упражнений;

Коррекционно – развивающие :

Развивать и активизировать мелкую моторику рук, вырабатывать ловкость, согласованность, точность движений;

Активизировать внимание, моторную, аудиальную память, мышление;

Через сочетание речедвигательных игр с массажными движениями усиливать положительный результат работы;

Коррекционно – воспитательные :

Вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии ;

Создание положительного эмоционального фона, радости.

Оборудование : ПК воспитателя, DVD проигрыватель , массажные

мячики разной величины , бусины, пластиковое

Организационный этап :

Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (показываем детям игрушку ёжика) .

Это Ёжик и он приглашает нас поиграть.

(Детям раздаем массажные мячи и предлагаем провести разминку).

«Ручки, ручки, просыпайтесь» (дети катают мячик в руках , делая движения вперед – назад).

«Пальчики, пальчики, просыпайтесь» (мнут мячик в ладошках ) .

«Головка, головка, просыпайся» (катают мячик круговыми движениями по голове) .

«Животик, животик, просыпайся» (катают мячик круговыми движениями по животу) .

«Ножки, ножки, просыпайтесь» (катают мячик по правой , а затем по левой ноге) .

Основной этап :

К занятию мы готовы ! Сегодня, ребята, мы будем играть с мячиками , и тренировать наши ручки и пальчики. Посмотрите, какие еще у нас есть мячики . Похожи на ежика? (предлагаем детям потрогать мячики , покатать их в ладошках)

Сейчас я вам покажу, как с мячиками можно поиграть .

«Ходит ежик без дорожек по лесу, по лесу» (катаем мячик в руках , делая движения вперед – назад между ладонями).

«И иголками своими колется, колется» (трогаем мячик пальчиками , нажимаем на бугорки) .

«А я ёжику, ежу ту дорожку покажу» (катаем мячик на столе вперед - назад поочередно каждой ладонью,

«Где катают мышки маленькие шишки» (катаем мячик на столе круговыми движениями поочередно каждой ладошкой).

(стихи О. Крупенчук)

А теперь давайте поиграем вместе (дети выполняют действия по показу воспитателя) .

Посмотрите, какое ведерко! Давайте уберем в него наши мячики (через отверстие в крышке складываем мячики в ведерко ) .

Хорошо поиграли, а теперь немножко отдохнем.

Физминутка :

«Дует ветер нам в лицо-

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише-

Деревцо все выше, выше.

Мимо ежик пробегал.

Оглянулся, потянулся,

Быстро очень убежал».

Закрепление :

Ребята, посмотрите, кто прячется за деревцами (показываем игрушку? Это поросенок Хрюша - друг Ёжика. Он шел издалека и очень проголодался. Давайте угостим его (предлагаем детям брать из мешочка круглые бусины и бросать в отверстие) .

Хрюша очень доволен, и говорит вам спасибо!

Заключительный этап (обобщение) :

Ребята, сегодня мы с вами играли с большими и маленькими мячиками , тренировали наши ручки. Покажите, какие движения мы выполняли (предлагаем детям сжать кулачки, дотронуться пальчиками правой руки до пальчиков левой руки, сделать круговые движения).

Давайте поблагодарим ежика за игры и проводим его домой в лес (демонстрация слайдов с изображением ежей и прослушивание детской песни «Ёжик» ).

(На занятии использованы мячики разных размеров , а также предметы, изготовленные своими руками).


Публикации по теме:

Конспект занятия в младшей группе по теме «Посуда» Цель: Активизация словаря и формирование обобщающего понятия «Посуда» Задачи: Корекционно.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы «Волшебные квадраты» Цель: Развитие познавательных процессов у детей подготовительной к школе группы, формирование учебной мотивации и познавательной активности.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ «Цирк» Конспект коррекционно – развивающего занятия для детей с ОВЗ «Цирк» Возраст: старший дошкольный возраст Форма проведения: индивидуальная.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ «Огонь как явление природы» Тема занятия: «Огонь, как доброе и злое явление в природе» Цель занятия: Развитие интереса к познанию природы с помощью стихии Огня. Задачи.

Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие внимания у детей 5–6 лет Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие внимания у детей 5-6 лет Цель: Развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости,.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР «Радужная страна» Группа/Дата/Воспитатель Компенсирующая группа для детей с ЗПР Тема ОС «Радужная страна» Цель Развитие восприятия цвета у детей старшего.